Сравнительно краткий по историческим меркам отрезок времени, прошедшего после последнего глобального финансово-экономического кризиса, становится все более заметным, даже знаковым как для всего мирового хозяйства в целом, так и для одной из важнейших сфер взаимодействия входящих в него стран — международной торговли товарами.
Действительно, после непродолжительного периода восстановления национальных экономик (пусть в различной степени, но довольно серьезно пострадавших от разрушительных кризисных потрясений), который сопровождался расширением масштабов международного товарного обмена, наступила новая полоса развития — эпоха «турбулентности» [1, 5, 16].
Довольно заметным проявлением трудностей в развитии наиболее продвинутых национальных экономик современного мира (которые некогда характеризовались как «развитые капиталистические страны») в этот период стали неурядицы в сфере международной товарной торговли, особенно значительные в 2015–2016 гг.
В сложившейся ситуации актуализировалась потребность в новых подходах к анализу происходящих в мировой экономике и глобальном товарообмене сдвигов. Не случайно российскими экономистами ставится вопрос о связи науки, экономической и политической практики [12], которые порою, к сожалению, взаимно весьма отдалены. При этом либеральные и нео либеральные воззрения зачастую не в состоянии обеспечивать желаемой «устойчивости мирового развития». Это предопределяет поиск новых идей по совершенствованию практики межстрановых экономических связей. Но наряду с такими усилиями целесообразно обратиться к хорошо известным постулатам, сформулированным классиками и новаторами в области политической экономии.
Так, К. Маркс рассматривал внешнюю торговлю как необходимую, по сути, «среду существования» самого капитализма, причем наиболее отчетливо это проявилось на стадии функционирования крупной машинной индустрии. Как справедливо отмечалось К. Марксом, «капиталистическое производство вообще не существует без внешней торговли» [10, с. 534], поскольку глобальный рынок выступает «базисом и жизненной атмосферой капиталистического способа производства» [11, с. 122].