Статья поступила 03.04.2025 г.
Статья одобрена к публикации 10.04.2025 г.
Обеспечение сбора, отведения, очистки сточных вод и их сброса в водные объекты в России регулируется отдельным федеральным законом, который выделяет понятие «водоотведение», определяя его как прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения [1].
Сегодня сфера водоотведения — это более 4 тыс. предприятий, принимающих более 8 куб. км стоков ежегодно [2], играющая существенную роль в достижении социальных и экологических целей, поставленных государством.
Особенностью хозяйственной деятельности в сфере водоотведения является то, что она относится к рыночному состоянию естественной монополии, и, следовательно, деятельность хозяйствующих субъектов, занимающихся водоотведением, подлежит регулированию. Развитие городов, ужесточение санитарного и природоохранного законодательства приводит к усложнению технологических процессов, развертыванию отдельных технологических задач, которые ранее носили второстепенный характер, в отдельные промышленные блоки. В первую очередь, в настоящее время получают обособленное развитие сегменты обработки осадков сточных вод и борьбы с дурнопахнущими веществами.
В терминологии отраслевого законодательства образование осадков отнесено к процессу водоотведения, а именно — к очистке сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Вместе с тем закон и подзаконные акты в его развитие не раскрывают содержание термина «обращение с осадком сточных вод».
Анализ нормативных актов дает косвенную информацию о видах деятельности с осадком сточных вод, попадающих под понятие регулируемой деятельности. Так, Основы ценообразования указывают, что тарифы на водоотведение устанавливаются даже в том случае, если регулируемая организация осуществляет исключительно обращение с осадком сточных вод. Требование раздельного учета расходов и доходов также распространяется на обращение с осадком сточных вод как на вид регулируемой деятельности [3].