Налоговая система России, имея в целом федеративный характер Российского государства, представлена тремя уровнями: федеральным, региональным и муниципальным. Выделение региональных налогов и наделение субъектов РФ определенными необходимыми полномочиями в части их юридического регулирования позволяют частично обеспечить региональные бюджеты определенными денежными доходами. Одним из региональных налогов является транспортный налог.
Существование налогов на транспортные средства необходимо для формирования устойчивых доходов в бюджете каждого государства и регулирования спроса и предложения на рынке на транспортные средства. В то же время эти налоги обладают и некоторыми недостатками, св язанными с определением состава объектов налогообложения, порядка начисления и уплаты, а также администрированием. Поэтому государство уделяет особое внимание формированию системы налогообложения транспортных средств.
Кроме того, эффективное функционирование системы налогообложения транспортных средств зависит от основополагающих принципов налогообложения, которые необходимо учитывать при формировании, дальнейшем развитии и функционировании системы налогообложения этих средств. Ведь насколько точно и обоснованно они определены, настолько эффективно будет работать и сама система налогообложения транспортных средств. В противном случае она будет постоянно изменяться, корректироваться, и, возможно, не в лучшую сторону. Это наглядно показывает опыт построения системы налогообложения транспортных средств в настоящее время в России.
В настоящее время администрирование транспортного налога имеет важное значение, поскольку его величина практически не зависит от условий деятельности налогоплательщиков. В то же время транспортный налог является основой бюджетов региона. Величина транспортного налога напрямую не зависит от условий хозяйствования, развития экономики и финансово-экономического кризиса. Именно поэтому совершенствование механизма взимания транспортного налога остается в настоящее время актуальным [1].