По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657.6, 08.00.12

Направления развития учетно-аналитического обеспечения деятельности бюджетных учреждений

Вахрушина Мария Арамовна д-р экон. наук, профессор, профессор Департамента учета, анализа и аудита, ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ» 127083, Москва, ул. Верхняя Масловка, д. 15, E-mail: vakhrushina@mail.ru
Широкая Анна Игоревна магистрант 2-го курса института заочного образования, программа «Управленческий учет и контроллинг», Финансовый университет при Правительстве РФ 127083, Москва, ул. Верхняя Масловка, д. 15, E-mail: vakhrushina@mail.ru

Бюджетные учреждения функционируют в неблагоприятной макроэкономической среде, связанной с продолжающимся распространением пандемии COVID-19, дефицитом государственного бюджета, снижением бюджетного финансирования. В этих условиях важно повысить качество управления бюджетными учреждениями, которое невозможно без совершенствования учетно-аналитического обеспечения их деятельности. В статье рассмотрены направления развития бюджетного учета и отчетности, включая возможности применения инструментов управленческого учета.

Литература:

1. Вахрушина М.А. Управленческий учет и менеджмент: синергия единения [Электронный ресурс] / М.А. Вахрушина // Менеджмент и бизнес-администрирование. — 2018. — № 1. — С. 86–93. — URL: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_32769161_75427377.pdf (дата обращения: 24.06.2021).

2. Вахрушина М.А. Управленческий учет как современная учетная парадигма бюджетных учреждений [Электронный ресурс] // Учет. Анализ. Аудит. — 2016. — № 1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlencheskiy-uchet-kak-sovremennaya-uchetnaya-paradigma-byudzhetnyh-uchrezhdeniy (дата обращения: 01.06.2021).

3. Малиновская Н.В. Интегрированная отчетность: теория, методология и практика [Текст]: Дис. д-ра экон. наук: 80.00.12 / Н.В. Малиновская; — М., 2016. — 381 с.

4. Международные принципы управленческого учета [Электронный ресурс]. — URL: https://www.cimaglobal.com/EmailFiles/images/regions/russia/GMAP_RU.pdf (дата обращения: 01.06.2021).

5. Международный стандарт интегрированной отчетности // Международный совет по интегрированной отчетности, 2013 [Электронный ресурс]. — URL: https:// integratedreporting.org/wp-content/uploads/2015/03/13-12-08-THE-INTERNATIONAL-IR-FRAMEWORK.docx_en-US_ru-RU.pdf (дата обращения: 01.06.2021).

6. Управленческий учет в бюджетных учреждениях: Учебник / Под ред. М.А. Вахрушиной [Электронный ресурс]. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2018. — 154 с. — ISBN 978-5-9558-0507-8. — URL: https://znanium.com/catalog/product/952148 (дата обращения: 25.06.2021).

7. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «О некоммерческих организациях».

8. The Global Competitiveness Report 2019 [Электронный ресурс]. — URL: http:// www3.weforum.org/docs/WEF_TheGlobalCompetitivenessReport2019.pdf (дата обращения: 22.06.2021).

В настоящее время организации государственного сектора сталкиваются со множеством вызовов. Доходы консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2020 году сократились на 6,4% в сопоставимых ценах. Если по итогу 2019 года объем доходов составлял 39 110,3 млрд руб., то по данным на 1 января 2021 года — лишь 37 856,7 млрд руб. Причиной резкого снижения доходов в числе прочего стало падение налоговых поступлений, в первую очередь связанных с добычей и реализацией нефти и нефтепродуктов. Также отмечается падение поступлений страховых взносов на обязательное социальное страхование. По итогам 2020 года консолидированные бюджеты субъектов РФ исполнены с дефицитом в размере 676,6 млрд руб. (по общей сумме), что означает дефицитное финансирование 4,3% всех расходов1 .

Снижение доходов федерального, региональных и местных бюджетов, как следствие, сокращение государственного финансирования, а также низкое качество управления, рост конкуренции между организациями, усиление контроля со стороны контрольных органов — все это заставляет руководителей бюджетных учреждений искать все новые пути повышения эффективности их работы.

Российская Федерация находится на 43-м месте из 141 в глобальном рейтинге конкурентоспособности стран мира. При этом самый низкий рейтинг у России наблюдается по такому направлению, как эффективность государственных институтов, включая прозрачность выработки государственной политики, нецелевое использование бюджетных средств, бремя государственного регулирования, действенность стандартов аудита и отчетности и т.д. [8, c. 482].

Следовательно, по-прежнему актуальными остаются вопросы повышения транспарентности государственных финансов, прозрачности и подотчетности организаций государственного сектора экономики, повышения эффективности использования средств бюджета, а также развития институтов бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе экономики.

Для Цитирования:
Вахрушина Мария Арамовна, Широкая Анна Игоревна, Направления развития учетно-аналитического обеспечения деятельности бюджетных учреждений. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2021;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: