В настоящее время организации государственного сектора сталкиваются со множеством вызовов. Доходы консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2020 году сократились на 6,4% в сопоставимых ценах. Если по итогу 2019 года объем доходов составлял 39 110,3 млрд руб., то по данным на 1 января 2021 года — лишь 37 856,7 млрд руб. Причиной резкого снижения доходов в числе прочего стало падение налоговых поступлений, в первую очередь связанных с добычей и реализацией нефти и нефтепродуктов. Также отмечается падение поступлений страховых взносов на обязательное социальное страхование. По итогам 2020 года консолидированные бюджеты субъектов РФ исполнены с дефицитом в размере 676,6 млрд руб. (по общей сумме), что означает дефицитное финансирование 4,3% всех расходов1 .
Снижение доходов федерального, региональных и местных бюджетов, как следствие, сокращение государственного финансирования, а также низкое качество управления, рост конкуренции между организациями, усиление контроля со стороны контрольных органов — все это заставляет руководителей бюджетных учреждений искать все новые пути повышения эффективности их работы.
Российская Федерация находится на 43-м месте из 141 в глобальном рейтинге конкурентоспособности стран мира. При этом самый низкий рейтинг у России наблюдается по такому направлению, как эффективность государственных институтов, включая прозрачность выработки государственной политики, нецелевое использование бюджетных средств, бремя государственного регулирования, действенность стандартов аудита и отчетности и т.д. [8, c. 482].
Следовательно, по-прежнему актуальными остаются вопросы повышения транспарентности государственных финансов, прозрачности и подотчетности организаций государственного сектора экономики, повышения эффективности использования средств бюджета, а также развития институтов бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе экономики.