По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 65.658

Направления использования ML-моделей в оптимизации промоакций и распродаже неликвидного товара

Кузина Маргарита Николаевна кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, АНО ВО «Российский Новый университет» (РосНОУ), 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 22, ORCID: 0000-0001-7784-6184, E-mail: KuzinaMN@stud.rosnou.ru
Степанов Александр Андреевич аспирант кафедры менеджмента, АНО ВО «Российский Новый университет» (РосНОУ), 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 22, E-mail: alxndr.andrvch@yandex.ru

В статье рассматриваются ключевые направления применения моделей машинного обучения (ML) для решения актуальных проблем розничной торговли и других отраслей, связанных с низкой эффективностью промоакций и накоплением неликвидных товаров. Анализируются ограничения традиционных подходов и демонстрируются возможности ML-моделей в точном прогнозировании спроса, персонализации предложений, оптимизации скидок и механик промо. Отдельное внимание уделено использованию ML для ранней идентификации неликвидных товаров, динамического ценообразования и выбора оптимальных каналов их распродажи. Статья предназначена для специалистов в области маркетинга, управления запасами, аналитики данных и руководителей, заинтересованных в повышении операционной эффективности и конкурентоспособности бизнеса за счет современных технологий.

Литература:

1. Абдуллин А.И., Попов Е.А. Применение машинного обучения для оптимизации промоакций в розничной торговле // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. — 2021. — № 4 (38). — С. 111–118.

2. Бершидский А.В., Клебанова Е.С. Методы машинного обучения в управлении запасами и оптимизации промоакций // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2020. — Т. 4, № 11 (107). — С. 10–16.

3. Зайцев Д.А., Иванов М.А. Прогнозирование спроса на основе машинного обучения для оптимизации промоакций // Информационные технологии и вычислительные системы. — 2022. — № 1 (30). — С. 67–75.

4. Котов Д.В., Сидоров И.И. Использование машинного обучения для прогнозирования эффективности промоакций // Современные научные исследования и инновации. — 2019. — № 12 (104). — С. 23–27.

5. Меркулова И.А., Поляков А.Ю. Применение методов машинного обучения для оптимизации распродаж неликвидной продукции // Экономика и математические методы. — 2023. — Т. 59, № 1. — С. 87–98.

6. Семенова А.А., Кузина М.Н. Взаимосвязь инновационного и социального развития регионов России // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2021. — № 12. — С. 6–15.

7. Борисов А.В. Эффективное ПРОМО: теория и практика в России. — www.ecr-baltic.org.

8. Промоакция: цели, задачи, методы и особенности. — https://zvonobot.ru/blog/promoaktsiya-tseli-zadachi-metody-kak-provesti.

Одним из перспективных направлений внедрения ML-моделей в коммерции является использование методов машинного обучения для активизации продаж и уменьшения запасов неликвидных товаров. Актуальность проблемы проведения промоакций и предотвращения накопления «мертвых запасов» вызвана сразу несколькими факторами. Во-первых, неэффективные распродажи приносят для предприятий финансовые потери, такие как прямые убытки от нераспроданного товара, недополученная прибыль из-за неоптимальных скидок, замороженный оборотный капитал. Во-вторых, рост неликвидного товара повышает операционные затраты компании: бизнес несет дополнительные издержки на хранение, логистику и утилизацию продукции, которую нет возможности выгодно продать. Кроме того, нужно отметить, что ошибки в организации распродаж вызывают и долгосрочные маркетинговые последствия, выражающиеся в снижении лояльности клиентов: нерелевантные промо могут раздражать и отталкивать покупателей, а постоянные распродажи всего подряд — обесценивать бренд [1].

Использование ML-моделей способно нивелировать недостатки в планировании промо и управлении неликвидами, присущими в традиционных подходах. К этим недостаткам относят следующие:

1. Опора на интуицию и опыт при определении параметров промоакций: субъективность принятия решений, сложность масштабирования между группами товаров / рынками / категориями покупателей, зависимость от конкретных сотрудников.

2. Ручной анализ данных и простые эвристики: возможно присутствие множества факторов, влияющих на эффективность промо, которые нельзя обнаружить «невооруженным глазом» и которые остаются скрытыми без алгоритмического поиска зависимостей в данных.

3. Отсутствие персонализации: подход к промо может быть общим и не учитывать индивидуальные предпочтения клиентов в связи с высоким уровнем трудозатрат при традиционных подходах к организации распродаж.

4. Реактивный подход к неликвидам: меры по предотвращению роста неликвидных запасов принимаются, когда проблема уже очевидна, а не на этапе прогнозирования.

Для Цитирования:
Кузина Маргарита Николаевна, Степанов Александр Андреевич, Направления использования ML-моделей в оптимизации промоакций и распродаже неликвидного товара. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2025;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: