Статья поступила 01.04.2025 г.
Статья одобрена к публикации 15.04.2025 г.
В середине декабря 2024 г. в Керченском проливе произошло чрезвычайное событие — разлом корпусов двух нефтяных танкеров вследствие шторма. К концу января 2025 г. спасатели сообщили, что с одного затонувшего судна удалось извлечь только 1,5 тыс. т мазута. Оба танкера перевозили около 9 тыс. т мазута, из которых в море вытекло примерно 2,4 тыс. т. Экологический ущерб оказался значительным: пострадали птицы, морские млекопитающие и донные организмы, составляющие кормовую базу для рыб. Экологи и добровольцы отмечают сложность очистки береговой линии, подчеркивая, что даже активные меры не позволят собрать весь разлитый мазут. В холодной воде мазут загустел, что осложнило работы по локализации загрязнения. Разлитый мазут имеет температуру замерзания 25 °C, что делает его практически неустранимым при попадании в воду. Президент России Владимир Путин назвал произошедший разлив одной из «самых серьезных экологических проблем», с которыми столкнулась Россия в 2020-х годах [1].
Экологическим проблемам при разливе нефти и нефтепродуктов уделяется большое внимание [2, 3], хотя технологические решения по эффективной очистке водной среды и морского побережья еще не решены. На взгляд автора, это связано с тем, что пленки нефти на водной поверхности большого объема имеют толщину в диапазоне до 100 нм [4]. Бронирующие оболочки нефтяной фазы в пористой среде также наноразмерны. И поэтому все технологические решения по работе с разлившейся нефтью и нефтепродуктами должны учитывать наноразмер, и их следует отнести к нанотехнологиям [5–7].
Соблюдение экологических требований является одним из важнейших компонентов рациональности разработки. На экологические работы тратятся средства, которые могут составлять 10 % и более от всей стоимости работ по разработке месторождения [6]. Вязкость мазута превышает вязкость воды в несколько сотен раз.