Исчисление размера вреда, причиненного водным объектам сбросом и захоронением в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), других крупногабаритных отходов производства и потребления (предметов), производится по формуле № 5 Методики, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.04.2009 № 87.
Ч. 1 ст. 56 ВК РФ устанавливает, что сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе, выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.
В соответствии со ст. 8 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81‑ФЗ (далее — КТМ) под судовладельцем понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.
Согласно ст. 219 КТМ фрахтователь несет ответственность перед третьими лицами по любым их требованиям, возникающим в связи с эксплуатацией судна, за исключением требований возмещения ущерба от загрязнения с судов нефтью и ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ.
Ст. 220 КТМ определяет, что убытки, причиненные спасанием, гибелью или повреждением судна, несет фрахтователь, если не докажет, что убытки причинены не по его вине.
Согласно ст. 1 Закона № 7‑ФЗ вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Рассматривая требования, суды обязаны оценивать доказательства по правилам ст. 65 и ст. 71 АПК РФ на наличие всех элементов гражданско-правовой ответственности, предусмотренной ст. 16 и ст. 1064 ГК РФ.
В качестве элементов суды оценивают доказательства фактического загрязнения акватории при затоплении (захоронении) отхода, к примеру, плавучего средства, вышедшего из строя.