Традиционно считаются существенными недостатками электроискровой обработки (ЭИО) в газовой среде малая толщина наносимого покрытия и высокая шероховатость поверхности, что ограничивает применение этого метода. На это обращали внимание еще в 50–60 гг. прошлого века создатели ЭИО Б.Р. и Н.И. Лазаренко.
Существуют разные мнения ученых о причинах ограниченной толщины электроискровых (ЭИ) покрытий, в частности, превышение сверх критических значений остаточных растягивающих напряжений в покрытии, образование на его поверхности дефектного окисленного слоя и др. Известны и применяются на практике ряд технических решений, позволяющих увеличить толщину покрытий до 2–3 раз. Это работа в вакууме, в защитных средах, активация поверхности механическим путем, удаление механической обработкой верхнего дефектного слоя покрытия, чередование про цесса ЭИО на условно жестких и мягких электрических режимах, механизированное нанесение покрытий со строго нормированными технологическими параметрами и т.п. [1–7 и мн. др.].
Однако эти решения не универсальны, часто связаны с усложнением условий обработки, необходимостью применения других методов обработки и дополнительного оборудования, порой ограничены формой поверхности обработки, материалом обрабатываемой детали и др. И, как правило, они характеризуются низкой контактной сплошностью поверхности покрытия, т.е. малой опорной поверхностью. Последнее резко ограничивает практическое применение ЭИО в машиностроении и ремонтном производстве. Поэтому увеличение толщины ЭИ покрытий с одновременным повышением контактной сплошности является актуальной проблемой.
Целью данной работы являлась разработка универсального способа нанесения толстослойных (более 1 мм) ЭИ покрытий с повышенной (не менее 75%) контактной сплошностью, определяемой по относительной длине опорной поверхности [8].
Гипотеза. Работа основана на гипотезе о возможности преодоления размерного барьера и увеличения толщины ЭИ покрытий путем применения только ЭИО в несколько циклов, включающих операции обработки для повышения контактной сплошности поверхности после предыдущего цикла.