По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 631.162:657.22:637, ВАК 08.00.12

Налоговый мониторинг как вид налогового администрирования

Кашкина Татьяна Владимировна аспирант департамента учета, анализа и аудита, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», Россия, 125993, Москва, Ленинградский просп., д. 49, e-mail: sashatania@bk.ru

В статье рассматриваются налоговый мониторинг как инновационная разновидность налогового контроля, динамика развития его во времени, изменение критериев отбора компаний для подключения, положительные и отрицательные стороны для компаний и ФНС, задачи, этапы планирования. Выделены преимущества для экономических субъектов, отличительные черты от других видов мероприятий налогового контроля. Рассматриваются параллельное проведение при налоговом мониторинге выездных и камеральных проверок, случаи досрочного прекращения налогового мониторинга, ситуации исключения проведения параллельных налоговых мероприятий.

Литература:

1. Гнатышина Е.И., Лебедева Е.С., Никитина Е.О. Налоговый мониторинг как инновационный способ контроля // Интернет-журнал «Науковедение». — 2017. — Т. 9. — № 5. — URL: https://naukovedenie.ru/PDF/70EVN517.pdf. — Режим доступа: свободный (дата обращения: 06.11.2019).

2. 48 компаний заявили о переходе на налоговый мониторинг с 2020 года [Электронный ресурс]. — URL: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/8785782/. — Режим доступа: свободный (дата обращения: 06.11.2019).

3. Ермакова Е.А., Ржевская М.А. Налоговый мониторинг: модель, преимущества и тенденции развития [Текст] / Е.А. Ермакова, М.А. Ржевская // Управление финансовыми рисками в цифровой экономике. Коллективная монография. — Саратов, 2018. — С. 23–30.

4. Брянцева Л.В., Лебедева О.А. Алгоритмизация процедур налогового мониторинга [Текст] / Л.В. Брянцева, О.А. Лебедева // Политэкономические проблемы развития современных агроэкономических систем. Сборник научных статей 3-й Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. Е.Б. Фалькович, Е.А. Мамистовой. — 2018. — С. 276–279.

5. Шершитская Э.И. Налоговый мониторинг в Российской Федерации [Текст] / Э.И. Шершитская // Традиции и новации в системе современного права. Сборник тезисов XVII Международной научно-практической конференции молодых ученых. — 2018. — С. 636–637.

6. Воробьева А.С., Лайченкова Н.Н. Налоговый мониторинг как инструмент повышения экономической безопасности в России [Текст] / А.С. Воробьева, Н.Н. Лайченкова // Актуальные вопросы экономической безопасности. Сборник научных трудов I Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. — 2018. — С. 9–13.

7. Ягупова Е.А., Черникова Л.Ф. Особенности построения деятельности Федеральной налоговой службы в области финансового мониторинга [Текст] / Е.А. Ягупова, Л.Ф. Черникова // Современный научный поиск: социально-гуманитарные аспекты. Сборник научных трудов. Научно-исследовательский центр «АнтроВита». Западный. — 2018. — С. 194–206.

8. Сайт ФНС [Электронный ресурс]. — URL: https://www.nalog.ru/rn77/. — Режим доступа: свободный (дата обращения: 06.11.2019).

9. Добросовестные компании заинтересованы в системе налогового мониторинга [Электронный ресурс]. — URL: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_ fts/7018842/. — Режим доступа: свободный (дата обращения: 06.11.2019).

10. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146ФЗ (ред. от 29.09.2019, с изм. от 31.10.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 19671/2238d9aa1c63e5669a8d112db69699dcf8881140/. — Режим доступа: свободный (дата обращения: 06.11.2019).

11. «Об утверждении концепции развития и функционирования в РФ системы налогового мониторинга». Распоряжение Правительства РФ от 21.02.2020 № 381-р [Электронный ресурс]. — URL: http://base.garant.ru/73687818/#friends. — Режим доступа: свободный (дата обращения: 07.03.2020).

1. Gnatyshina E.I., Lebedeva E.S., Nikitina E.O. Tax monitoring as an innovative method of control // Internet journal “NAUKOVEDENIE” Vol. 9, no. 5 (2017) https://naukovedenie.ru/ PDF/70EVN517.pdf Free. (Accessed 06.11.2019 G.).

2. 48 Companies announced the transition to a tax monitoring through the year 2020. [Electronic resource] access Mode: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_ fts/8785782 / Free. (Accessed 06.11.2019 G.).

3. Ermakova E.A., Rzhevskaya M.A. Tax monitoring: model, advantages and development trends [Text] / E.A. Ermakova, M.A. Rzhevskaya // financial RISK MANAGEMENT in the DIGITAL ECONOMY. Collective monograph. Saratov, 2018 P. 23–30.

4. Bryantseva L.V., Lebedeva O.A. Algorithmization of tax monitoring procedures. [Text] / L.V. Bryantseva, O.A. Lebedeva // political Economic problems of development of modern agro-economic systems. collection of scientific articles of the 3rd International scientific and practical conference. Under the General editorship of Falkovich E.B., E.A. Mamontovas 2018P. — 276–279.

5. Shershitskaya E.I. Tax monitoring in the Russian Federation [Text] / E.I. Shershitskaya // Traditions and innovations in the system of modern law. Collection of theses of the XVII International scientific and practical conference of young scientists. 2018. Pp. 636–637.

6. Vorobyova A.S., Laichenkova N.N. Tax monitoring as a tool for improving economic security in Russia [Text] / A.S. Vorobyova, N.N. Laichenkova // Actual issues of economic security. Collection of scientific papers of the first all-Russian scientific and practical conference of students, postgraduates and young scientists. 2018. Pp. 9–13.

7. Yagupova E.A., Chernikova L.F. Features of the construction of the Federal tax service in the field of financial monitoring [Text] / E.A. yagupova, L.F. Chernikova // Modern scientific search: social and humanitarian aspects. Collection of proceedings. Research center “Altravita”. Western. 2018. Pp. 194–206.

8. Website of the Federal tax service. [Electronic resource] access Mode: https://www. nalog.ru/rn77 / Free. (Accessed 06.11.2019 G.).

9. Bona fide companies are interested in a tax monitoring system. [Electronic resource] access Mode: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/7018842 / Free. (Accessed 06.11.2019 G.).

10. “Tax code of the Russian Federation (part one)” from 31.07.1998 N 146-FZ (ed. from 29.09.2019, with ed. from 31.10.2019) (with ed. and extra, Intro. effective from 29.10.2019) [Electronic resource] access Mode: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_19671/2238d9aa1c63e5669a8d112db69699dcf8881140 / Free. (Accessed 06.11.2019 G.).

11. “On approval of the concept of development and functioning of the tax monitoring system in the Russian Federation” Order of the Government of the Russian Federation No. 381-R. dated February 21, 2020 [Electronic resource] access Mode: http://base. garant.ru/73687818/#friends Free. (Accessed 07.03.2020 G.).

До недавнего времени экономический мониторинг был серьезно недооценен и использовался только как инструмент получения статистических данных. Однако с подписанием Президентом РФ В.В. Путиным Федерального закона № 348-ФЗ1 о вступлении его в силу с 1 января 2015 года мониторинг стал более востребованным как современная форма налогового администрирования.

Цель исследования: рассмотрение изменений, которые претерпел налоговый мониторинг как способ налогового контроля в динамике его введения как со стороны компаний, перешедших на него, так и со стороны ФНС.

Задачи исследования: выявление положительной динамики компаний к переходу на налоговый мониторинг, а также раскрытие влияния специфики деятельности компаний при рассмотрении перехода на налоговый мониторинг; рассмотрение изменений в законодательной базе, регламентирующей налоговый мониторинг.

Материалы, методы и условия проведения исследования. Изучены законодательная база и динамика введения изменений в нее, регламентирующих использование налогового мониторинга; статистические данные перехода компаний на налоговый мониторинг.

Анализ статистических данных показывает, что в 2016 году всего семь экономических субъектов переориентировались на налоговый мониторинг. «С 2020 года налоговый мониторинг будет проводиться уже в отношении 95 компаний, которые обеспечивают 30% поступлений федерального бюджета»2 . Это организации из различных сфер экономики: транспортной, металлургической, нефтегазовой, финансовой, телекоммуникационных услуг, организации госсектора и т.д., однако из строительной сферы ни одна компания не перешла на налоговый мониторинг на данный момент. За пять лет введения налогового мониторинга количество организаций увеличилось более чем в 14 раз, это свидетельствует о том, что российский бизнес предпочитает сотрудничать с ФНС. Однако не всем экономическим субъектам удобен данный вид налогового администрирования. Экономические субъекты, такие как лизинговые компании и др., при сдаче НДС к возмещению все равно будут проходить камеральные проверки, также, следует заметить, встречные проверки аналогично не отменяются.

Для Цитирования:
Кашкина Татьяна Владимировна, Налоговый мониторинг как вид налогового администрирования. Бухучет в строительных организациях. 2020;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: