По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.22

Налоговые вопросы лизингополучателя

Антошина О. А. канд. экон. наук, доцент, член Экспертного совета по совершенствованию налогового законодательства, практикующий аудитор, налоговый консультант Палаты налоговых консультантов, 107996, Москва, ул. Ярославская, 8, корп. 4, этаж 5, e-mail: olgantosh@mail.ru

В связи с необходимостью обновления основных средств, организации все больше используют механизм лизинга. Об этом свидетельствуют и недавние поправки в Гражданский Кодекс РФ в части финансовой аренды и в Федеральный закон от 28.10.1998 № 164ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» для бюджетных учреждений. Однако использование данного механизма на практике вызывает множество вопросов в плане применения норм НК РФ. В представленной статье мы рассмотрим современную позицию финансовых органов в части практического применения договора лизинга лизингополучателем.

Литература:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

3. Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (о лизинге)» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

4. Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www. consultant.ru.

5. Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н (ред. от 29.08.2014) «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.сonsultant.ru.

6. Постановление Президиума ВАС от 15.12.2009 № 10592/09 по делу № А29-6246/2008 [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

7. Письма Минфина России от 17.08.2015 № 03-05-06-04/47422; 21.05.2015 № 03-05-0501/29272; 09.09.2013 № 03-03-06/1/37022; 03.05.2012 № 03-03-06/1/220 [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www. consultant.ru.

Успешная деятельность организаций во многом зависит от использования в уставной деятельности новейших достижений науки и техники, обеспеченности современным оборудованием. Эти процессы тесно связаны с обновлением основных средств организаций, их модернизацией на технологической основе, что требует немалых инвестиций. Основным источником инвестиций по-прежнему остаются собственные средства организаций, но их, как правило, не хватает.

Лизинг – эффективный инструмент разумного управления денежными потоками. Когда организация выбирает, брать кредит в банке или использовать собственные средства для приобретения дорогостоящих основных средств, ей следует обратить внимание на использование лизинговой сделки. Она удобна в отношении как оформления, так и выплат.

Механизм лизинга, активно используемый коммерческими организациями, позволяет им без привлечения значительных финансовых ресурсов модернизировать, обновлять основные средства, обеспечивать современное развитие производства (сферы услуг) на основе оптимизации расходов и повышения производительности труда.

Государственные и муниципальные учреждения, создаваемые соответственно РФ, субъектом РФ и муниципальными образованиями в сферах транспорта, науки, культуры, образования, здравоохранения, из-за особенностей правового положения при использовании механизма лизинга испытывают определенные трудности.

Обусловлены они как правовыми ограничениями (в частности, необходимостью использования механизма закупок, привлечения к ним лизинговых компаний), так и лимитами, установленными для данных учреждений БК РФ.

Снять часть таких ограничений призван Федеральный закон от 31.12.2014 № 512-ФЗ «О внесении изменений в статью 665 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» и Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)».

Если с правовыми проблемами вопрос на сегодняшний день закрыт, то в отношении налоговых – большой знак вопроса. Попробуем разобраться с ними.

В целях налогообложения прибыли расходы учреждения, связанные с получением основных средств в лизинг, учитываются в составе расходов, если: они понесены за счет средств от приносящей доход деятельности; объект основных средств используется в приносящей доход деятельности (абз. 4 п. 1 ст. 252 НК РФ).

Для Цитирования:
Антошина О. А., Налоговые вопросы лизингополучателя. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2016;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: