По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.2

Налоговая система РФ: недостатки и пути совершенствования

Швецов Юрий Геннадьевич д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономика, финансы и кредит», Алтайский государственный технический университет, г. Барнаул, Российская Федерация. E-mail: yu.shvetsov@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы кризисного состояния системы налогообложения в России и перспектив его преодоления. Выявлены и проанализированы важнейшие изъяны действующей налоговой системы, доказана ее исключительно фискальная направленность в экономике. Обоснована стратегия проведения налоговой реформы, дана характеристика ее важнейшим составляющим, одной из которых является введение разновекторности налогов.

Литература:

1. Аронов Л. В. Налоги и налогообложение — М.: Магистр; НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 576 с.

2. Богатырев М. А. Направления совершенствования налогообложения природопользования // Теория и методология системы взаимодействия процессов формирования учетно-аналитических и налоговых показателей деятельности предприятий в условиях формирования глобальной высокоинтегрированной экономической системы: монография. — Орел: ОрелГТУ, 2010. — 571 с.

3. Буланов В., Катайцева Е. Человеческий капитал как форма проявления человеческого потенциала // Общество и экономика. — 2011. — № 1.

4. Еременко Е. А. Специальные налоговые режимы и концепция справедливости налогообложения // Финансы. — 2015. — № 9. — С. 76–80.

5. Зарипов В. М. Кризис правового регулирования экологических платежей // Экономика, налоги, право. — 2014. — № 6. — С. 116–120.

6. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. — М.: Гелиос АРВ, 2002.

7. Князев Ю. О возвращении экономики к здравому смыслу // Общество и экономика. — 2012. — № 3–4. — С. 60, 77, 78.

8. Койчуев Т. Экономическая наука: ответственность перед будущим // Общество и экономика. — 2012. — № 12. — С. 10–19.

9. Кудров В. К оценке российской социально-экономической системы // Общество и экономика. — 2012. — № 9.

10. Майбуров И. А. и др. Энциклопедия теоретических основ налогообложения. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. — 503 с.

11. Орлов А. От трудовой теории стоимости Маркса к новой экономической концепции, или О природной основе законов экономики // Общество и экономика. — 2012. — № 3–4. — С. 101–116.

12. Пансков В. Г. Дискуссионные вопросы налогообложения. К итогам международного налогового симпозиума // Финансы. — 2016. — № 8. — С. 23–28.

13. Пансков В. Г. Собираемость НДС: резервы есть, возможности не используются // Финансы. — 2016. — № 3. — С. 22–27.

14. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика. — 5-е изд., перераб. и доп. — В 2-х т. — М.: Юрайт, 2016. — 734 с.

15. Пикетта Т. Капитал в XXI в.: пер. с англ. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. — 517 с.

16. Пинская М. Р. Гармонизация налоговых отношений в федеративном государстве: дис…. д-ра экон. наук / М. Р. Пинская. — М., 2010.

17. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. — М.: Дело, 1995. — С. 303.

18. Флербе М. За пределами ВВП: в поисках меры общественного благосостояния // Вопросы экономики. — 2012. — № 3. — С. 34, 36, 37, 39, 43, 48.

19. Эрроу К. Дж. Коллективный выбор и индивидуальные ценности. — М.: ГУВШЭ, 2004.

20. Taxation trends in the European. Eurostat. 2015. IMF. Word Economic Outlook Database. Russia. 2015 (англ.). Economic Report of the President. — Washington, 2012. — P. 416.

Оценивая любую налоговую систему, следует исходить из того, что она представляет собой сложный, эволюционный социальный феномен, тесно связанный с состоянием экономики. Задачи налоговой системы меняются с учетом политических, экономических и социальных требований, предъявляемых к ней. Налоги из простого инструмента мобилизации доходов бюджета государства давно превратились в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на все пропорции, темпы и условия функционирования экономики.

Классифицируя направления налоговой политики государства, можно выделить три ее типа:

  1. политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом «взять всё, что можно»;
  2. политика разумных налогов, которая способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат;
  3. налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень налогообложения, но при значительной социальной защите.

В страхах с развитой экономикой преобладают последние два. Для России характерен первый тип налоговой политики, при котором государству уготована «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается ростом государственных доходов.

Вообще, выбор стратегии развития государственной налоговой системы по законам формальной логики обязательно должен опираться на «золотые правила» налогообложения. Для методологического обоснования рациональности той или иной налоговой концепции и проверки ее на соответствие реальной экономической практике используются классические принципы налогообложения: справедливость, равномерность (равнонапряженность), ясность (прозрачность) и экономность (эффективность) налогового администрирования. Они являются своеобразным маяком (ориентиром), к которому должна стремиться любая цивилизованная налоговая система.

Наряду с этим законодательная практика в области управления налогами, соответствующие ей шаги и действия налогового администрирования должны еще подчиняться логике здравого экономического смысла. Принципиальные подходы к существу организации налогового производства есть уже принципы построения государственной налоговой системы, развивающие нормы Конституции государства применительно к конкретному периоду его развития.

Для Цитирования:
Швецов Юрий Геннадьевич, Налоговая система РФ: недостатки и пути совершенствования. Лизинг. 2018;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: