Налог на добавленную стоимость — это федеральный косвенный налог, входящий в группу налогов на потребление. Налогоплательщики этого налога — юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также организации, признаваемые плательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза1 .
НДС — это отчисление в бюджет процента с добавленной в процессе производства и обращения стоимости товара (работы, услуги), а также отчисления при импорте товаров (работ, услуг) на территорию России.
Налог, вносимый в бюджет, рассчитывается как разность между суммой НДС, полученной от покупателя в составе цены продукции, и суммой НДС, уплаченной в связи с расходами, включаемыми в себестоимость продукции. То есть из полученной от покупателя суммы налога («входной НДС») налогоплательщик вычитает сумму налога, уплаченного им при приобретении необходимых для производственных нужд товаров (работ, услуг), указанную в счетах-фактурах поставщиков («выходной НДС»). Разница вносится в бюджет.
Суть в том, что при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю соответствующую сумму НДС.
Для наглядности рассмотрим процесс начисления данного налога на примере. Допустим, налогоплательщик собирается реализовать товар, работу или услугу за 1000 руб., в общем случае реализующая организация должна продать его за 1180 руб. (1000 руб. — цена товара без НДС, 180 руб. — НДС по ставке 18 %) и уплатить НДС в бюджет в сумме 180 руб.
Во избежание кумулятивного эффекта, когда каждый последующий продавец, реализуя данный товар (работу, услугу), обязан был бы начислять сумму налога на добавленную стоимость, что могло значительно увеличить стоимость товара, налоговым законодательством предусмотрены налоговые вычеты.
Наиболее часто применяемые налоговые вычеты исчисляются как суммы НДС, предъявленные организации покупателю при приобретении им товаров (работ, услуг), в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для реализации — перепродажи, в том числе как составной части нового товара, реализации для собственных нужд.