Эффективное землепользование является ключевым фактором устойчивого развития аграрного производства и обеспечения продовольственной безопасности. Неслучайно Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации предусматривает такие меры, как повышение почвенного плодородия и урожайности, расширение посевов сельскохозяйственных культур за счет неиспользуемых пахотных земель [4, 10, 11].
Одним из наиболее принципиальных результатов реформирования аграрного землепользования 90‑х гг. стало образование общей долевой собственности на сельскохозяйственные угодья. Их сособственниками суммарно 115 млн га стали почти 12 млн сельских жителей [5, с. 63, 78–79]. Формирование этой разновидности земельной собственности повлекло за собой возникновение нескольких проблем. Важнейшая из них заключается в том, что способ и условия приватизации земли привели к тому, что между ключевыми участниками аграрного производства, каковыми являются, с одной стороны, сельские жители, ставшими собственниками земли, но не способными самостоятельно организовать ее использование, а с другой стороны, агрохозяйства, которые осуществляют на этих землях сельскохозяйственное производство, возникло глобальное противоречие. Интерес первых состоит в том, чтобы получить некие блага от своего статуса собственника земли, а вторых — сохранить право использовать эти земли (как минимум), а лучше — забрать их себе, как правило, это те же хозяйства (реорганизованные), которые десятилетиями (в советский период) использовали эти земли.
Но решение этой глобальной проблемы в ближайшей перспективе вряд ли возможно, и как ни парадоксально, но ее влияние на процесс сельскохозяйственного производства не так уж и велико. Куда существеннее на него влияют более частные результаты приватизации, к которым следует отнести: 1) сложности распорядиться своей земельной долей (с 2005 г. права в этой части весьма ограничены, ее даже нельзя продать государству или муниципалитету); 2) сложная и не самая оптимальная с точки зрения организации аграрного производства процедура принятия решения в отношении находящегося в общей долевой собственности земельного участка (общее собрание, кворум которого вплоть до прошлого года составлял 20%, что зачастую влекло неоднократный пересмотр решений пришедшими на новое собрание участниками); 3) невозможность привлечения под общую землю кредитных средств и др. Наконец, имеется особая достаточно многочисленная группа невостребованных земельных долей непонятно, кому принадлежащих и зачастую не используемых [2, 9]. Общее число таких долей составляет до 2 млн, а их суммарная площадь достигает 22–25 млн га [8, с. 79], данные Минсельхоза России — 17–18 млн га — это официально включенные органами местного самоуправления в списки невостребованных [3, с. 82]. Легализация этих земель, вовлечение их в хозяйственный (а при необходимости — и в гражданский) оборот может стать фактором интенсификации аграрного производства.