По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332

Наличие большого числа невостребованных земельных долей является препятствием развития аграрного производства

Липски С.А. д-р экон. наук, доцент, зав. кафедрой земельного права, E-mail: lipski-sa@yandex.ru, Государственный университет по землеустройству, г. Москва
Цыпкин Ю.А. д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой маркетинга, Государственный университет по землеустройству, г. Москва, E-mail: lipski-sa@yandex.ru, Государственный университет по землеустройству, г. Москва
Близнюкова Т.В. старший преподаватель кафедры городского кадастра, E-mail: lipski-sa@yandex.ru, Государственный университет по землеустройству, г. Москва

Одной из актуальных проблем современного сельскохозяйственного землепользования является ситуация с невостребованными земельными долями. Для ее решения применяется специальный механизм, который позволяет признавать их муниципальной собственностью. Общая площадь выявленных за последние 3–4 года невостребованных земельных долей (18,5 млн га) близка к их оценочной суммарной площади. Но окончательно признать муниципальной собственностью удалось менее 30% из них. Последующее распоряжение этими землями должно быть основано на соответствующем землеустроительном обеспечении.

Литература:

1 Волков С.Н. Проектирование и экономическая оценка мероприятий по повышению плодородия почв при внутрихозяйственном землеустройстве сельскохозяйственных организаций: учебное пособие. — М.: ГУЗ, 2017. — 216 с.

2. Волков С.Н., Липски С.А. Правовые и землеустроительные меры по вовлечению неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в хозяйственный оборот и обеспечению их эф фективного использования // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2017. — № 2. — С. 5–10.

3. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации в 2015 году. — М.: ФГБНУ «Росинформаготех», 2017. — 196 с. 4 Липски С.А. Земельные ресурсы как ключевой фактор обеспечения продовольственной безопасности // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2015. — № 2. — С. 6–11.

5. Липски С.А. Трансформация системы государственного управления земельным фондом в постсоветской России (теория, методология, практика): монография. — М.: Гос. университет по землеустройству, 2017. — 316 с.

6. О состоянии сельских территорий в Российской Федерации в 2016 году. Ежегодный доклад по результатам мониторинга. Вып. 4. — М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2018. — 328 с.

7. Устюкова В.В. Общая собственность граждан на земельные участки сельскохозяйственного назначения: миф или реальность? // Экологическое право. — 2007. — № 2. — С. 19–24.

8. Хлыстун В.Н. Земельные отношения в российском агросекторе // Отечественные записки. — 2012. — № 6. — С. 78–84.

9. Хлыстун В.Н., Алакоз В.В. Механизмы включения неиспользуемых земель в сельскохозяйственный оборот // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2016. — № 11. — С. 38–42.

10. Цыпкин Ю.А., Губарев Е.В., Феклистова И.С. Устойчивое развитие аграрного сектора региональной экономики как необходимое условие экономического роста и импортозамещения в сельском хозяйстве / Научно-технологические инновации в земельно-имущественном комплексе России как фактор повышения эффективности АПК: Мат-лы Конгресса Общероссийской общественной организации «Российское общественное объединение экономистов-аграрников». — М.: ГУЗ, 2018. — С. 195–199.

11. Цыпкин Ю.А., Феклистова И.С. Повышение эффективности использования земельных ресурсов территории / Научное и творческое наследие А.В. Чаянова в аграрной экономике XXI века: Мат-лы международной научной конференции. — М.: МСХА им. К.А. Тимирязева, 2018. — С. 79–83.

12. Шеломенцев В.Н. Земельно-правовое устройство Российской Федерации // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2016. — № 6. — С. 43–46.

Эффективное землепользование является ключевым фактором устойчивого развития аграрного производства и обеспечения продовольственной безопасности. Неслучайно Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации предусматривает такие меры, как повышение почвенного плодородия и урожайности, расширение посевов сельскохозяйственных культур за счет неиспользуемых пахотных земель [4, 10, 11].

Одним из наиболее принципиальных результатов реформирования аграрного землепользования 90‑х гг. стало образование общей долевой собственности на сельскохозяйственные угодья. Их сособственниками суммарно 115 млн га стали почти 12 млн сельских жителей [5, с. 63, 78–79]. Формирование этой разновидности земельной собственности повлекло за собой возникновение нескольких проблем. Важнейшая из них заключается в том, что способ и условия приватизации земли привели к тому, что между ключевыми участниками аграрного производства, каковыми являются, с одной стороны, сельские жители, ставшими собственниками земли, но не способными самостоятельно организовать ее использование, а с другой стороны, агрохозяйства, которые осуществляют на этих землях сельскохозяйственное производство, возникло глобальное противоречие. Интерес первых состоит в том, чтобы получить некие блага от своего статуса собственника земли, а вторых — сохранить право использовать эти земли (как минимум), а лучше — забрать их себе, как правило, это те же хозяйства (реорганизованные), которые десятилетиями (в советский период) использовали эти земли.

Но решение этой глобальной проблемы в ближайшей перспективе вряд ли возможно, и как ни парадоксально, но ее влияние на процесс сельскохозяйственного производства не так уж и велико. Куда существеннее на него влияют более частные результаты приватизации, к которым следует отнести: 1) сложности распорядиться своей земельной долей (с 2005 г. права в этой части весьма ограничены, ее даже нельзя продать государству или муниципалитету); 2) сложная и не самая оптимальная с точки зрения организации аграрного производства процедура принятия решения в отношении находящегося в общей долевой собственности земельного участка (общее собрание, кворум которого вплоть до прошлого года составлял 20%, что зачастую влекло неоднократный пересмотр решений пришедшими на новое собрание участниками); 3) невозможность привлечения под общую землю кредитных средств и др. Наконец, имеется особая достаточно многочисленная группа невостребованных земельных долей непонятно, кому принадлежащих и зачастую не используемых [2, 9]. Общее число таких долей составляет до 2 млн, а их суммарная площадь достигает 22–25 млн га [8, с. 79], данные Минсельхоза России — 17–18 млн га — это официально включенные органами местного самоуправления в списки невостребованных [3, с. 82]. Легализация этих земель, вовлечение их в хозяйственный (а при необходимости — и в гражданский) оборот может стать фактором интенсификации аграрного производства.

Для Цитирования:
Липски С.А., Цыпкин Ю.А., Близнюкова Т.В., Наличие большого числа невостребованных земельных долей является препятствием развития аграрного производства. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2019;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: