По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Надо вернуть художественную фабрику «Хохломский художник» людям

Николай Гущин народный художник РФ, член комиссии по народному искусству СХР, член художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Нижегородской области, директор Нижегородского художественного училища

Эта статья — крик о помощи, она написана в защиту старейшей нижегородской фабрики «Хохломский художник», которой в 2019 году исполнилось бы 100 лет! Это родина целой плеяды замечательных художников, которые владели знаменитой на весь мир хохломской росписью. Ныне здание исторической фабрики, открывшейся в марте 1919 года, лежит в руинах. А оставшиеся умельцы сидят по домам, с горечью глядя на китайские подделки «под хохлому». Художественные промыслы — это люди, это такой пласт населения, который накапливал опыт, знания, мастерство не одну сотню лет. Это кладезь русской культуры, которую надо сохранить.

Ковернино — колыбель хохломы: здешние приузольские деревни являются историческим очагом и прародиной замечательного народного искусства. Хохломская роспись, сложившаяся в промысел еще в XVII в., лишь в годы советской власти обрела небывалый расцвет и творческий взлет.

В марте 1919 г. на территории нынешней Скоробогатовской сельской администрации были созданы Хрящевская рогожно-кустарная, Семинская и Мокушинская красильно-ложкарные артели. Это были первичные образования, с которых начинается история крупного предприятия — художественной фабрики «Хохломский художник».

Эти три промартели сыграли определенную роль в сохранении традиционного кустарного промысла в его историческом очаге.

Продукцию фабрики «Хохломский художник» получали напрямую 35 стран мира. В ассортименте объединения некогда было около 140 наименований изделий, ставших для россиян любимыми произведениями народного искусства

В начале 1920-х годов на базе промартелей сёминского куста было создано товарищество «Красильщик», которое вошло в состав Семёновского ложкосоюза. Решающую роль в создании товарищества сыграл представитель Нижегородского губисполкома Борис Иванович Кубанцев. Благодаря его хлопотам и активному содействию артели товарищества получали лаки, краски, материалы, инструменты. Но главное — началось большое строительство: через Узолу был проложен капитальный мост для проезда гужевого транспорта; один за другим вырастали общественные мастерские в Шабошах, Хрящах, Новопокровском, Кулигине. Хорошими организаторами промысловой кооперации показали себя в те годы: в Сёмино — В.Ф. Карпов, в Шабошах — А.А. Прокопович, Мокушино и Новопокровском — Н.И. Медведев. Свой талант в развитие общего дела вложили старейшие мастера хохломы — братья Подоговы из Хрящей, Красильниковы из Новопокровского, братья Смирновы из Художихи, Мольковы из Осинского, Власовы из Гордеево и др.

К концу 1926 года товарищество «Красильщик» объединяло в своем составе кустарей более 15 деревень: Глибино, Дурандино, Желтухино, Хрящей, Новопокровского, Ефимово, Мокушино, Виноградово, Сёмино, Скородумово, Трутнево, Роймина, Воротнево, Художихи, Пичугино. По архивным данным, в объединение входило свыше 300 человек. В правлении товарищества были созданы отделы: производственный (заведующий Василий Степанович Костин), кадров (Николай Иванович Авситидийский), организаторский и культурно-массовой работы (Михаил Григорьевич Шелоков).

Для Цитирования:
Николай Гущин, Надо вернуть художественную фабрику «Хохломский художник» людям. Дом культуры. 2019;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: