Современный подход к организации технического обслуживания и ремонта (ТОиР) состоит в комплексном применении различных видов ТОиР на предприятии, основанном на определении границ применимости и эффективности того или иного вида ТОиР. В отечественной нормативной базе этот подход известен под названием «техническое обслуживание, ориентированное на обеспечение безотказности» [1]. Одно из его определений: это техническое обслуживание, основанное на методологии определения оптимального набора операций ТО и частоты их применения, с учетом вероятностей и последствий отказов.
Исторически в отечественной практике сложились три основных вида ТОиР [2]:
• аварийный ремонт,
• профилактическое обслуживание,
• ремонт по техническому состоянию.
Существуют и дополнительные виды, такие как смешанный вид организации ТОиР, когда ремонт выполняется с периодичностью, установленной в регламенте, а объем ремонта формируется с учетом технического состояния оборудования.
Более точное определение и несколько иное название указанного выше подхода имеется в стандарте [3]. Надежностно-ориентированное техническое обслуживание; НОТО: процесс определения, выбора и применения эффективного метода управления активами, в основу которого положен анализ видов и последствий отказов. В свою очередь, метод управления активами — это собирательный термин. Это может быть тот или иной вид ТОиР, выполнение работ по обнаружению скрытых отказов, а также любое действие, предпринятое для изменения самого актива (реконструкция или модернизация), изменения метода выполнения работы, изменения условий эксплуатации, изменения способностей персонала (обучение, переподготовка).
Здесь и далее под активами (производственными) понимается технологическое оборудование, машины, материальные запасы, объекты недвижимости (здания, сооружения, дороги), инженерные сети (энергоснабжение, водоснабжение и водоотведение и другие), КИП и другие объекты предприятия.
В зарубежных и отечественных источниках указанный выше подход также называется RCM (reliability-centered maintenance). Существует обширная библиография, посвященная проблематике RCM, в том числе книги классиков в этой области [4–6]. Главный принцип RCM — это учет последствий отказа при выборе подходящего метода управления активом и разработке соответствующей программы работ. Подходящий метод обладает свойством применимости и эффективности (способен предотвратить отказ или снизить его вероятность или критичность до допустимого уровня), а затраты на его применение должны быть соразмерны последствиям того вида отказа, на предупреждение которого он направлен.