По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621

Надежность асинхронных двигателей

Ахметов М.С. Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова, Республика Казахстан, г.Костанай

Рассматриваются факторы, которые необходимо предусмотреть для обеспечения эксплуатационной надежности асинхронных двигателей на всех этапах жизненного цикла, в том числе и на этапе проектирования.

Литература:

1. Кузнецов Н.Л. Надежность электрических машин: учеб. пособие для вузов/ Н.Л. Кузнецов. – М.: Издат. дом МЭИ, 2006. – 432 с.

2. Муравлёв О.П. Теория точности электрических машин и ее развитие в Томском политехническом университете // Известия Томского политехнического университета. – 2005. – Т. 308. – №4. – С. 236-242.

3. Горягин В.Ф., Загрядский В.И., Сычева Т.А. и др. Оптимальное проектирование асинхронных взрывозащищенных двигателей. – Кишинев: Штиинца, 1980. – 200 с.

4. Захарченко П.И., Ширнин И.Г., Ванеев Б.Н., Гостищев В.М. Обеспечение надежности асинхронных двигателей. – Донецк: УкрНИИВЭ, 1998. – 324 с.

Наиболее используемыми в разных отраслях промышленности являются асинхронные двигатели (АД), которые составляют более половины от выпускаемых электрических машин (ЭМ). Такое распространение АД получили благодаря простоте конструкции и достаточно высокой надежности.

Надежность – это способность безотказно работать с неизменными техническими характеристиками в течение заданного промежутка времени при определенных условиях эксплуатации [1]. Обеспечением надежности АД необходимо заниматься на всех этапах их жизненного цикла, то есть при проектировании, изготовлении, эксплуатации.

Исследованиями в области надежности ЭМ занимались многие ученые: Стрельбицкий Э.К., Гольдберг О.Д., Муравлев О.П., Похолков Ю.П., В. Вейбулл, Р. Барлоу, Ф. Прошан, Х. Шенк и др.[2].

Проблема повышения надежности асинхронных двигателей возникла в середине XX века и обострялась по мере их совершенствования. Такая ситуация возникла в связи с тем, что на протяжении нескольких десятилетий в машиностроении существовала тенденция снижения массы машин, а соответственно и увеличения нагрузок на активные материалы, значения показателей надежности при этом учитывались мало [3]. Произошло уменьшение толщины межвитковой и корпусной изоляции, при этом увеличился нагрев обмоток и, как следствие, быстрое их старение. Изоляция обмоток АД состоит из изоляционных материалов пропитанных лаком и подвергнутых термообработке. Она представляет собой жесткую конструкцию и под воздействием температуры разлагается с образованием микротрещин, которые способствуют проникновению внутрь влаги. Насыщенная влагой изоляция теряет свои свойства, что приводит к межвитковым и корпусным замыканиям. Кроме того трещины становятся причиной разрушения изоляции при воздействии механических нагрузок и вибрации. Физические закономерности термического старения изоляции более подробно описании в литературе [3].

В настоящее время при проектировании конкурентно способных АД прослеживается обратная тенденция: увеличение массы активных материалов для получения повышенных энергетических показателей. Причем увеличение в основном проводится за счет длины сердечников статора и ротора, что объясняется экономией средств на изготовлении новых штампов.

Для Цитирования:
Ахметов М.С., Надежность асинхронных двигателей. Электроцех. 2018;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: