По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Начало развития транспорта общего пользования, или История развития таксомоторных перевозок

Н. А. Троицкая д-р техн. наук
А. А. Круглова канд. техн. наук
Д. А. Мороз канд. техн. наук

Во все времена людям было свойственно желание перемещаться. Так, в древности для этого использовали разнообразных животных в зависимости от региона проживания: лошади, верблюды, собаки, слоны и др. Люди всегда делились на более или менее обеспеченных, что оценивалось наличием животных в собственности, с помощью которых можно было осуществлять перемещение в специальных возках. В просвещенной Европе и России долгое время кареты, например, принадлежали вельможам, помещикам и другим богатым людям. Простой люд был пешим, но с ростом населенных пунктов, а затем и городов стал испытывать большие неудобства из-за перемещения на значительные расстояния.

Идея создания общественного транспорта, т. е. доступного для пользования широкими слоями населения, услуги которого должны предоставляться за плату, впервые была сформулирована в 1661 г. физиком Б. Паскалем1. Он предложил, чтобы в определенное время по установленным маршрутам проезжали транспортные средства, перевозящие горожан за умеренную плату. Однако серьезного развития эта идея достигла значительно позже.

Первым видом общественного транспорта стали перевозки в кэбах2 (рис. 1) и наемных экипажах, которые можно рассматривать как родоначальников современного такси.

Несмотря на достаточный уровень развития более дешевого общественного пассажирского транспорта, ежедневно на территории всех континентов люди обращаются к услугам такси. Происходит это потому, что перевозка пассажиров легковыми автомобилями позволяет быстро и комфортно добраться в конкретный пункт назначения. Эти явные преимущества данного вида услуг способствовали, как указано ранее, его появлению в XVII в. как общественного транспорта. На сегодняшний день перевозка пассажиров легковыми такси остается достаточно востребованной во многих странах мира, несмотря на высокий уровень автомобилизации. Такси – специфический по своему назначению вид городского транспорта. Используется прежде всего для экстренных поездок, в ночные часы перерыва других видов городского транспорта, для пассажиров с детьми, поездок с багажом на вокзалы, аэропорты и порты водных видов транспорта и при перевозке багажа. Для больных людей, инвалидов в колясках имеются социальные специализированные автомобили такси.

Как сфера услуги пассажирский извоз зародился в Великобритании, где в 1639 г. была учреждена лицензия на извоз. Сначала экипажи были достаточно громоздкими и открытыми. На зиму заботливые кучера натягивали над повозками тент.

В середине ХVII в. частный извоз появился и во Франции. Около часовни Святого Фиакра был основан постоялый двор двухместных конных экипажей и открыта компания по извозу местных жителей. Каждая повозка была украшена барельефом с изображением святого, поэтому вскоре этот вид наемного транспорта стал называться «фиакрами»3. Повозки имели закрытый кузов, оснащались тремя рядами сидений для пассажиров, а на отдельном переднем сиденье восседал возница. Фиакры также стали первыми в мире наемными общественными экипажами и имели большой успех у населения.

Для Цитирования:
Н. А. Троицкая, А. А. Круглова, Д. А. Мороз, Начало развития транспорта общего пользования, или История развития таксомоторных перевозок. Автотранспорт: эксплуатация-обслуживание-ремонт. 2021;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: