Идея создания общественного транспорта, т. е. доступного для пользования широкими слоями населения, услуги которого должны предоставляться за плату, впервые была сформулирована в 1661 г. физиком Б. Паскалем1. Он предложил, чтобы в определенное время по установленным маршрутам проезжали транспортные средства, перевозящие горожан за умеренную плату. Однако серьезного развития эта идея достигла значительно позже.
Первым видом общественного транспорта стали перевозки в кэбах2 (рис. 1) и наемных экипажах, которые можно рассматривать как родоначальников современного такси.
Несмотря на достаточный уровень развития более дешевого общественного пассажирского транспорта, ежедневно на территории всех континентов люди обращаются к услугам такси. Происходит это потому, что перевозка пассажиров легковыми автомобилями позволяет быстро и комфортно добраться в конкретный пункт назначения. Эти явные преимущества данного вида услуг способствовали, как указано ранее, его появлению в XVII в. как общественного транспорта. На сегодняшний день перевозка пассажиров легковыми такси остается достаточно востребованной во многих странах мира, несмотря на высокий уровень автомобилизации. Такси – специфический по своему назначению вид городского транспорта. Используется прежде всего для экстренных поездок, в ночные часы перерыва других видов городского транспорта, для пассажиров с детьми, поездок с багажом на вокзалы, аэропорты и порты водных видов транспорта и при перевозке багажа. Для больных людей, инвалидов в колясках имеются социальные специализированные автомобили такси.
Как сфера услуги пассажирский извоз зародился в Великобритании, где в 1639 г. была учреждена лицензия на извоз. Сначала экипажи были достаточно громоздкими и открытыми. На зиму заботливые кучера натягивали над повозками тент.
В середине ХVII в. частный извоз появился и во Франции. Около часовни Святого Фиакра был основан постоялый двор двухместных конных экипажей и открыта компания по извозу местных жителей. Каждая повозка была украшена барельефом с изображением святого, поэтому вскоре этот вид наемного транспорта стал называться «фиакрами»3. Повозки имели закрытый кузов, оснащались тремя рядами сидений для пассажиров, а на отдельном переднем сиденье восседал возница. Фиакры также стали первыми в мире наемными общественными экипажами и имели большой успех у населения.