По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 821.161.1

Начала и концы. Очерки литературного премиеведения

Люсый Александр Павлович АНО ВО «Гуманитарный институт телевидения и радиовещания имени М.А. Литовчина», Россия, 123007, Москва, Хорошевское щоссе, 32А, e-mail: allyus1@gmail.com

Пространство русской словесности покрыто сетью литературных премий, которые теперь по-своему структурируют пространство литературной жизни, расписывая особый литературный календарь. Всё началось с Русского Букера, первый провокативный лауреатский выбор которого немедленно породил «Антибукер». Но последний не пережил родителя-вредителя, хотя и породил (невольная библейская стилистика!) в свою очередь, в пику склонного к ужину родителя, жанр премиального «литературного обеда», возрожденного премией «Большая книга». Так сложился реальный ритм текущей литературной жизни. Предлагаемое литературное обозрение, извлеченное из книги автора «Поэтика предвосхищения: Россия сквозь призму литературы, литература сквозь призму культурологии» (М.: Товарищество научных изданий КМК, 2011) максимально приближено именно к этому жанру, почему и показалось редакции не устаревшим.

Литература:

1. Каганович С. Кавказские пленники в русской литературе // Библиотечка «Первого сентября», серия «Литература». Вып. 27. — М.: Чистые пруды, 2009. — С. 9–10.

2. Кляйн Н. NO LOGO. Люди против брендов. — М., 2003. — 130 с.

3. Пирогов Л. Будьте как эти, или Грудь четвертого человека // ЛГ. — 17.09.2008.

4. Кук Ф. Модерн, постмодерн и город // Логос. — 2008. — № 3–4.

5. Пленники надежды. Повести. — М., 2008. — 464 с.

6. Полежаев А.И. Стихотворения. — М., 1981. — 176 с.

Статья поступила 15.08.2017 г.

Какое характерное определение жанра этих заметок возникло при переводе подзаголовка на английский язык: Prize Studies. Сразу появилась авторская надежда на конвертируемость как современной литературной жизни, так и собственно литературы, различие между которыми примерно соответствует разнице между половой жизнью и любовью.

В начале, естественно, о началах (ведь «концы и начала» — это не просто название, а своего рода жанр, третий у нас по значению после «Что делать?» и «Кто виноват?»). Итоги «Дебюта» — если такое словосочетание не является элементарным оксюмороном, то тогда уместно ставить вопрос не более не менее как об эсхатологии начинательности. Такую познавательную проблему уже основательно осваивают известные гуманитарии И.П. Смирнов и М.Н. Эпштейн. Наша задача поскромнее — обозреть произведения, попавшие в «короткий список» независимой литературной премии «Дебют» сезона 2006 г. (седьмого по счету), что естественно, может быть расценено именно как некоторые итоги уникальности и традиционности данного «Дебюта».

Итак, с чем именно вступают в литературу герои уже написанных, но еще только ожидающих выхода к широкому читателю (прежде всего, посредством издательской программы «Дебюта» же) произведений молодых (до 25 лет) авторов? Я вкладываю в свой вопрос самый буквальный смысл: что они предметно держат в своих руках? Увы, почему-то особо запоминающейся вещью и даже особым действующим «лицом» в «лауреатских» произведениях «Дебюта» оказывается — шприц. Либо убийственный, содержащий «колеса» весьма тяжелых наркотиков, как это оказывается в пьесе Николая Средина (Могилев) «Звезды на песке», либо лекарственно-оздоровительный, дарующий некоторое облегчение от врожденного и неизлечимого диабета, как это происходит в повести Виктора Пучкова (Ногинск) «Сахарная болезнь».

Автор «Сахарной болезни» считает нужным особо обосновать существенное и сущностное различие этих двух шприцов. «Диабетики отличаются от наркоманов тем, что делать ежедневные уколы они начали не добровольно. Ну, и колемся мы не в вену, а в мышцу. Иглы меньше. Да и шприцы давно не одноразовые. Хотя я помню время, когда мать кипятила стеклянные шприцы перед каждой инъекцией. Иголка, если она новая, входит небольно. Порой ты чувствуешь, как инсулин впрыскивается внутрь, а когда ты вытаскиваешь ручку, то прозрачная (реже с кровью) капелька неизбежно вырвется наружу. Одна единичка. Всегда». Впрочем, и Средин пытается обнаружить у одной из пропащих героинь своей пьесы мотив «вынужденности» первого наркотического опыта, наложившегося на особо ускоренную привыкаемость к стимуляции юного организма.

Для Цитирования:
Люсый Александр Павлович, Начала и концы. Очерки литературного премиеведения . Вопросы культурологии. 2017;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: