Более десяти лет назад Елабужский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, учредителем которого является Министерство культуры Республики Татарстан, по договоренности с учредителем принял на себя некоторые из возложенных на Минкульт РТ обязанности по сохранению культурного наследия, а именно тех объектов, которые находятся в охранной зоне исторического поселения, каковым является город Елабуга.
Однако уточним, что представляет собой Елабужский государственный музей-заповедник сегодня. Это 16 музейно-выставочных объектов туристического показа; 465 тысяч посещений в год, включая туристов с более чем 150-ти теплоходов; 491,5 га охранной территории с расположенными на ней 184 объектами культурного наследия федерального (6), регионального (106) и местного (72) значения; 31 здание и строение в оперативном управлении, и в их числе 12 объектов культурного наследия.
Именно полноценное функционирование и актуальные вопросы содержания в нормативном состоянии охранной зоны и находящихся на ней объектов являются одним из приоритетных направлений деятельности музея.
Это обусловлено тем, что, как и у многих музеев-заповедников России, территория Елабужского музея-заповедника, созданного в 1989 году Постановлением Совета Министров СССР, отнюдь не закрытое место. Здесь осуществляется полноценный жизненный цикл проживающего населения численностью более 7000 человек (почти 10% населения города) и около 120 предприятий, учреждений и организаций (в том числе коммерческой, туристической и социальной инфраструктуры).
Наличие пробелов в правовом регулировании деятельности музеев и как следствие — отсутствие ответственности для нарушителей в отдельных сферах функционирования еще в 1990-е — начале 2000-х годов приводили к тому, что Елабуга была раем для пиратского туризма, «туристического рейдерства». В город бесконтрольно разъезжали автобусы туркомпаний из Казани, Набережных Челнов, Ижевска и других городов, которые «эксплуатировали» многочисленные имена, связанные с Елабугой: Шишкин, Дурова, Бехтерев, Цветаева, Стахеевы, но при этом не давали ни копейки дохода в городской бюджет. Более того, учитывая, что реставрационными работами тогда никто не занимался и историческая часть была в неприглядном состоянии, туркомпании, по сути, занимались антирекламой, как бы говоря туристам: это город, в который больше возвращаться не стоит, несмотря на его историческую ценность.