В пункте 15 постановления Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085 (ред. от 18.07.2019) «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» сказано, что в случае несвоевременного отказа от бронирования, опоздания или незаезда потребителя с него или с заказчика взимается плата за фактический простой номера (места в номере), но не более чем за сутки.
Что будет иметь наибольшую силу: данное постановление или договор, подписанный клиентом и гостиницей, где сказано, что при отмене позднее установленной договором даты оплаченного бронирования на определенные даты (например, даты проведения экономического форума) гостиница не возвращает стоимость бронирования вообще? Насколько законна данная формулировка в договоре? Будет ли иметь место принцип свободы договора в данном случае?
Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 9 октября 2015 г. № 1085 (далее— Правила).
В соответствии с п. 15 Правил исполнитель вправе применять в гостинице следующие виды бронирования:
а) гарантированное бронирование — вид бронирования, при котором гостиница ожидает потребителя до расчетного часа дня, следующего за днем запланированного заезда.
В случае несвоевременного отказа от бронирования, опоздания или незаезда потребителя с него или с заказчика взимается плата за фактический простой номера (места в номере), но не более чем за сутки. При опоздании более чем на сутки гарантированное бронирование аннулируется;
б) негарантированное бронирование — вид бронирования, при котором гостиница ожидает потребителя до определенного часа, установленного исполнителем, в день заезда, после чего бронирование аннулируется.
Потребитель (заказчик) вправе аннулировать заявку. Порядок и форма отказа от бронирования устанавливаются исполнителем (п. 17 Правил).
На основании п. 4 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Соответственно, условия договора определяются по усмотрению сторон.