Прежде всего отметим, что в соответствии со ст. 665 ГК РФ и ст. 2 федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее — Закон № 164-ФЗ) под договором лизинга понимается договор, в соответствии с которым арендодатель (далее — лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее — лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Также договором лизинга может быть предусмотрен переход предмета лизинга в собственность лизингополучателя по истечении срока договора лизинга или до его истечения на условиях, предусмотренных соглашением сторон (п. 1 ст. 19 Закона № 164-ФЗ). При этом в последнем случае в состав лизинговых платежей по договору может включаться выкупная цена предмета лизинга (п. 1 ст. 29 Закона № 164-ФЗ).
Оценивая на основе приведенных норм правовую сущность договора лизинга, Конституционный суд РФ пришел к выводу о том, что лизингодатель при помощи финансовых средств оказывает лизингополучателю своего рода финансовую услугу, приобретая имущество в свою собственность и передавая его во владение и пользование лизингополучателю, а стоимость этого имущества возмещая за счет периодических лизинговых платежей, образующих его доход от инвестиционной деятельности (п. 4.1 постановления Конституционного суда РФ от 20.07.2011 № 20-П). Развивая эту мысль, Высший арбитражный суд РФ отметил, что имущественный интерес лизингодателя в договоре выкупного лизинга состоит в возврате вложенных им средств с прибылью и обеспечивается сохранением за лизингодателем права собственности на предмет лизинга, которое согласно ст. 329 ГК РФ прекращается только при внесении лизингополучателем всех договорных платежей (п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 17 «Об отдельных вопросах, связанных с договором выкупного лизинга» (далее — Постановление № 17)).
Сообразуясь с высказанной им позицией, Высший арбитражный суд РФ постановлением Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 06.06.2014 № 37 внес изменения в п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве» (далее — Постановление № 63), исключив периодические лизинговые платежи по договорам выкупного лизинга, подлежащие внесению после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, из числа текущих платежей в том смысле, в каком их определяет п. 1 ст. 5 федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон № 127-ФЗ).