Эксперты отмечают, что в малых городах и сельских поселениях проживает 14 млн человек, однако их пространственное развитие идет по пути моноцентричных агломераций, где доминирует крупный город. Как пояснила руководитель направления «Пространственное развитие» фонда «Центр стратегических разработок» Наталья Трунова, для качественного развития территории России стоит стремиться к образцу франкфуртской агломерации.
При этом в малых городах есть и потенциал развития локальной экономики, однако это невозможно без развития инфраструктуры.
По словам заместителя главы Минстроя Андрея Чибиса, федеральные власти будут стараться помогать небольшим городам решать их инфраструктурные проблемы, однако существует и ряд ограничений — например, стоимость и протяженность той инфраструктуры, которую строили в советские времена, дорогостоящая в обслуживании. Еще один ограничитель — невозможность поднятия тарифа для окупаемости инвестиций в инфраструктуру, которые нужны, считает замминистра.
В частности, система водоснабжения и водоотведения, по мнению А. Чибиса, требует дополнительной бюджетной поддержки, так как про блема с качеством воды есть практически для 15 млн человек: «Это как раз малые, средние муниципальные образования и сёла, поселки. И вот в рамках тех приоритетов, которые есть в майском указе. Мы соответствующий набор расчетов и предложений для того, чтобы помочь малым городам, помочь субъектам, для руководства страны готовили».
Министерство будет добиваться того, чтобы малые города получили деньги на воду и канализацию: «Потому что без этого, даже с привлечением частных инвестиций, эту проблему решить в ближайшее время будет очень непросто».
Для улучшения наполняемости бюджетов малых городов участники сессии предложили перераспределить собираемые налоги с федерального и регионального уровней в бюджеты муниципалитетов. Например, как рассказал мэр туристического города Суздаля Сергей Сахаров, муниципалитет при количестве туристов в 1,5 млн человек и валовом региональном продукте в 5,3 млрд рублей собирает налогов порядке 65–70 млн рублей в год, при этом непосредственно городу остается всего 16,8 млн.