Иловые поля вокруг Екатеринбурга раскинулись уже на 18 га, и надо еще примерно 25 футбольных полей, чтобы захоронить всего лишь годовой запас отходов уральской столицы и близлежащих населенных пунктов.
Технология, которая будет применена в экспериментальном цехе, подразумевает обезвоживание ила с последующей «усушкой» до 20% влажности и «утруской» в 7–10 раз. Вместо 1400 т жидких отходов на входе на выходе получится всего 5 т осадка.
Возводить объект на Южной аэрационной станции начали в октябре прошлого года. На сегодня готов котлован. Его глубина от 2,5 до 5 м — это необходимо для эксплуатации деотермического масла, разогревающего оболочки турбосушилок. Глубокое залегание резервуара обеспечивает безопасность технологии при рабочей температуре до 300 °С и большом теплообменном цикле. Летом поднимут стены цеха, после чего начнется монтаж крупногабаритного оборудования. Стоимость проекта — около 1,6 млрд руб.
«Открытие такого цеха — не только шаг вперед в развитии новых технологий. Более десяти городов в радиусе 50 км освободятся от проблем с размещением осадков, смогут высвободить для хозяйственной деятельности огромные участки земли и главное — снизить негативное влияние на окружающую среду», — подчеркивает замминистра энергетики и ЖКХ Свердловской области Егор Свалов.
Высушенный ил планируется перерабатывать в топливные брикеты и минеральную добавку к клинкеру (полуфабрикату для производства цемента).
Однако среди специалистов нашлись и скептики. «Высушенный ил действительно можно использовать для получения техногенного минерала алита. Однако калорийность шлама мала: всего 5 ккал, тогда как у природного газа она равна 8 тыс. ккал, у переработанных бытовых отходов — 2900 ккал. Причем большей частью тратится на выпаривание влаги, чем на образование тепла», — не уверен в успешности эксперимента Илья Дворников, директор цементного завода.
Хозяйственно-бытовые стоки делятся на две фракции: жидкую и твердую.