Контрафакт пытается найти дорогу к покупателю практически всегда. Но за годы стабильности на российском рынке автозапчастей на его пути удалось создать достаточно эффективные заслоны. В первую очередь, в этом были заинтересованы непосредственно иностранные бренды. И именно они организовывали основную часть контрмер, контактировали и обменивались информацией с таможенными органами. Но и наиболее ответственные продавцы старались при закупках товаров проверять информацию таможенных деклараций, в частности — избегая тех случаев, когда по одной и той же ГТД поставщик мог попытаться реализовать несколько партий схожего товара.
В последний год ситуация изменилась практически полностью. Ушли европейские и другие иностранные бренды — пропал и контроль с их стороны. Более того — часть товаров стала приходить через сопредельные, входящие в Таможенный союз государства. По большому счету, этот шаг окончательно обрушил российскую систему контроля за контрафактом. Растаможенный где-нибудь на территории условного Казахстана товар мог изначально, еще на уровне подготовки документов зарубежным поставщиком, получить, скажем так… не соответствующие истине бумаги. Возможно, с точки зрения таможни они и вполне легитимны, но ведь таможенники не настолько узкоспециализированные эксперты, чтобы оценить — действительно ли это «породистая» продукция, поступающая по каналам «параллельного импорта», или хорошо оформленная подделка.
У розничной компании, осуществляющей в России закупку — тоже нет необходимых рычагов, чтобы получить у поставщика точную информацию о происхождении товара. Поставщику, по факту, достаточно стандартной отписки — мол, товар приобретен у нашего партнера в одном из государств Таможенного союза, а уж тот закупает его на Западе. И уж, конечно, у производителя «оригинальной» продукции, или именитого производителя продукции для вторичного рынка. На этом полномочия покупателя по получению информации исчерпаны.
В результате, если в прежние годы понятие «контрафакт» было сведено, в первую очередь, к товару, за который не были корректно уплачены необходимые пошлины и сборы, и уж только потом — к «левому» происхождению, то теперь всё наоборот. Под видом высококачественных запчастей на рынок хлынули вроде бы и нормальные «с точки зрения таможни», но — подделки разной степени качества. Наиболее пессимистичные оценки экспертами доли такого контрафакта ужасают — едва ли не половина поступающих в Россию запасных частей может быть подделкой! Как с этим бороться?