По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

На повестке дня цифровизация и сокращение теневого сектора

Комитет Государственной думы по бюджету и налогам провел парламентские слушания на тему «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 г. и плановый период 2019 и 2020 гг.». Представляем извлечения из выступлений основных участников.

Сегодня мы рассматриваем документ, на базе которого будет формироваться проект бюджета на предстоящую трехлетку. Проект основных направлений впервые представлен в новом формате, он включает в себя бюджетную, налоговую, также таможенно-тарифную политику. Это все звенья единой экономической политики, и поэтому рассмотрение вопросов в одном документе (это решение было принято по инициативе депутатов) — абсолютно правильное решение. С учетом сегодняшнего обсуждения мы планируем доработать документ и в конечной версии рассмотрим основные направления на заседании в Правительстве Российской Федерации осенью и внесем его в парламент в составе материалов вместе с проектом бюджета на 2018–2020 гг.

Основные направления разрабатывались с учетом текущей ситуацией. Несмотря на все испытания, которые мы прошли за два года, мы наблюдаем экономику с крепким платежным балансом и минимальной зависимостью от внешнего долга, низкой инфляцией и контролируемым уровнем дефицита бюджета, снижающейся зависимостью от цен на нефть и более здоровыми структурными пропорциями экономики. Все это создает надежную основу для восстановления экономического роста, который мы наблюдаем со второго полугодия прошлого года. И как раз сегодня стоит задача поддержать и ускорить рост, потенциал которого, если мы не будем принимать дополнительные меры в области структурных преобразований, составляет 1,5 %. И наша задача как раз состоит в том, чтобы ускорить темпы роста, на основании ускорения экономического развития повысить доходы населения, обеспечить благосостояние наших граждан и, конечно, привлечь дополнительные ресурсы в бюджетную систему. Именно этим задачам и посвящен документ «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики». Первая задача — это создание понятной предсказуемой среды и необходимых условий для доверия к проводимой экономической политике. <…> Вторая задача — повышение темпов роста за счет устранения структурных препятствий. Речь идет о создании условий для справедливой конкуренции и стимулов к инвестиционной активности. Ключевые источники, искажающие конкурентную среду, — это тот теневой сектор, который сегодня еще достаточно в больших объемах сложился, к сожалению, в нашей экономике, и необходимость регулирования госкомпаний в части теневого сектора. Главный инструментарий — это улучшение качества администрирования налогов. И здесь ряд мер уже принят. Я хочу сказать, что мы видим прогресс в части внедрения новых технологий со стороны Федеральной налоговой службы — это система АСК НДС-2. Несмотря даже на снижающиеся темпы роста в период 2016–2017 гг., темпы роста экономики и ограниченный темп поступления доходов в бюджет, тем не менее темпы прироста налога на добавленную стоимость росли более опережающими темпами. К этому можно добавить еще и внедрение ЕГАИС на рынке алкоголя, что позволило привлечь дополнительные акцизы, увеличить их поступление на 28 % (за период с начала года) к уровню прошлого года. Это и маркировка товаров, прослеживаемость… Все те инструментарии, которые мы сегодня активно внедряем. Все это — внедрение таких передовых технологий в процесс администрирования. И это будет и дальше продолжаться. Именно за счет этого мы надеемся увеличивать доходы в бюджетную систему. Работа продолжится и дальше в этом направлении. Задача — цифровизация и интеграция всех потоков данных в единое информационное пространство налогового администрирования. Это и электронные счета-фактуры НДС, данные Федеральной таможенной службы, данные о розничных продажах, которые мы будем собирать от контрольно-кассовой техники в единую базу, в единое «облако» и которые будут анализироваться налоговой службой. Это и системы прослеживаемости. Мы будем расширять систему маркировки товаров и тем самым улучшать то же администрирование при уплате налогов. Это автообмен налоговой информацией с другими юрисдикциями. Хотелось бы сказать, что автоматизация вот такого большого массива данных (или, как говорят сейчас, Big Data) позволит кратно сократить теневой сектор, где не платятся сегодня налоги. Это одна из наших ключевых задач.

Для Цитирования:
На повестке дня цифровизация и сокращение теневого сектора. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2017;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: