— Приведите пример наиболее эффективного применения информационного моделирования в деле снижения затрат на строительство. Возможно, вы назовете конкретную сумму экономии?
— Я провел большой объем работ по аэропорту Схипхол в Амстердаме. В день на строительство там тратится 1,5 млн евро — и такие расходы запланированы на ближайшие пять лет. И это лишь строительство, еще полмиллиона они тратят на этапе эксплуатации. Я думаю, для таких сложных объектов, как аэропорт Схипхол, применение BIM обязательно, именно поэтому я участвовал в налаживании взаимодействия всех участников строительства с помощью OPEN BIM подхода.
— И все же оцените издержки, хотя бы в процентах.
— В случае с аэропортом Схипхол, думаю, экономия составила процентов десять. В Великобритании подсчитали, что к 2020 г. при помощи информационного моделирования затраты на строительство возможно будет снизить на треть, сроки строительства сократятся и вовсе наполовину.
— Есть страны, которые уже полностью изменили свое законодательство под BIM?
— Если мы говорим о государственных проектах, строительство в BIM — а это значит и обмен проектировочными данными через открытые форматы, самым известным из которых является IFC, существующий в рамках концепции OPEN BIM — является обязательным для некоторых стран Северной Европы, Скандинавии, Нидерландов, Южной Америки и с недавнего времени Австралии.
— Да, в России также с этого года строительство бюджетных объектов ведется в BIM. Но я говорю о документации — есть ли сегодня страны, где она уже предоставляется исключительно в цифровом формате?
— Нет, ни в одной. Все последние 20 лет мы поднимаем этот вопрос. И каждый раз крайний срок сдвигается вперед. Думаю, это связано с самой природой строительной отрасли, которая нигде в мире не стремится к прозрачности и открытости. Это действительно закрытая среда.