Предпринимательская деятельность в России переживает непростые времена: игроки рынка говорят об умеренно негативных перспективах развития, а статистика показывает явную стагнацию. Тем не менее количество зарегистрированных предприятий остается на уровне 6 млн, и многие из них находят возможность развиваться. Например, по итогам 2018 года сфера общественного питания выросла на 5,1%, а услуг — на 1,5%. Для дальнейшего роста показателей в этих и прочих отраслях в текущих условиях важна оптимизация затрат. И один из главных путей сбережения средств — устройство экономичных инженерных систем, в частности теплоснабжения. По данным отраслевых специалистов, на отопление площадей может приходиться до половины финансовых затрат, и эти цифры необходимо снижать.
...оптимизация расходов — не модный тренд, а жизненная необходимость...
У владельцев небольших спортивных клубов, салонов красоты, точек общепита и пр. обычно есть два варианта развития — строительство и содержание собственных помещений или аренда площадей в существующих торгово-развлекательных центрах (ТРЦ). Правда, найти квадратные метры в раскрученных мегамоллах невозможно: по словам Антона Белых, управляющего партнера консалтинговой компании DNA Realty, собственники крупных центров предпочитают сетевых арендаторов и делают вход для малого бизнеса возможным либо по сильно завышенным ставкам, либо по франчайзинговой модели. В результате представители малого и среднего бизнеса предпочитают менее пафосные места. Интересно, что в 2019 году количество вводимых торговых центров будет расти, то есть на фоне замедления развития предпринимательской деятельности предстоит острая борьба за арендаторов. Собственники бизнеса смогут выбирать из множества предложений, и энергетики настоятельно рекомендуют обращать внимание на то, как устроена инженерная инфраструктура.
«В торгово-развлекательных центрах зачастую обслуживание здания и коммунальные платежи включаются в стоимость аренды. Соответственно, у владельцев помещений есть два пути: постоянно повышать арендную плату в связи с ростом тарифов на коммунальные услуги или работать над снижением издержек. Например, существенно сократить затраты помогает собственная энергоэффективная котельная вкупе с грамотно спроектированной системой отопления», — объясняет Ринат Лиуллин, главный энергетик торгового центра «Юнона».