Новые титановые и никелевые материалы, предназначенные для перспективных российских авиационных двигателей, прошли в сентябре 2017 г. испытания в АО «НПЦ газотурбостроения "Салют"» (г. Москва), входящего в АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (АО «ОДК»), и, соответственно, в Госкорпорацию «Ростехнологии» (Ростех).
Прошедшие испытания материалы уже внедрены на предприятии, на их основе изготовлены опытные образцы сварного ротора из жаропрочного никелевого сплава, а также крупногабаритная деталь внутреннего корпуса компрессора высокого давления (КВД) из титанового интерметаллидного сплава.
Разработчиком новых сплавов является ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов» (ФГУП «ВИАМ», г. Москва).
Проект реализуется на ОАО «Научно-исследовательский институт технологии и организации производства двигателей» (ОАО «НИИД», г. Москва), являющимся филиалом АО «НПЦ газотурбостроения "Салют"».
Новый титановый сплав, из которого были изготовлены рабочие колеса первых ступеней КВД, является псевдо-α-сплавом. По плотности он соответствует основным конструкционным титановым сплавам, а по характеристикам длительной прочности и малоцикловой усталости значительно превосходит существующие дисковые сплавы. Высокая рабочая температура этой конструкции (до 600 ºС) намного выше, чем у других сплавов, а удачно подобранный химический состав позволяет изготавливать из него рабочие колеса блисковой конструкции.
Последние ступени КВД и вал были изготовлены из нового жаропрочного сплава на никелевой основе. Его применение позволило получить полностью сварную конструкцию ротора, что было сделано впервые в практике отечественного авиационного моторостроения.
«Проблеме создания сварного ротора более 40 лет, — пояснил заместитель генерального директора – директор филиала ОАО «НИИД» АО «НПЦ газотурбостроения “Салют”» Валерий Александрович Гейкин. — Различными организациями и институтами разрабатывались схемы сварного соединения дисков из жаропрочных никелевых сплавов. По разным и вполне объективным причинам эти исследования заканчивались неудачей. Проблема стала решаться, когда диски стали изготавливать из заведомо свариваемого никелевого сплава, который одновременно удовлетворял бы всем требованиям по прочности. Такой сплав был разработан в институте «ВИАМ», и он является на сегодняшний день самым жаропрочным свариваемым никелевым сплавом. После того, как совместно с институтом были получены прочностные характеристики сварного соединения, стала ясна перспективность применения этого сплава».