По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

«Мыслеформа» в творческом арсенале художника Ильи Шадчнева

Григорий Гинзбург академик Европейской академии естественных наук (г. Ганновер, Германия), почетный доктор искусствоведения, профессор, руководитель Экспертного совета Евразийского художественного союза

Группа картин, представленных на выставке Международного художественного фонда в Овальном зале ЦДРИ в январе 2020 года, привлекла мое внимание необычной зеркальностью светоотражающей поверхности всего цветового поля.

На выставке меня познакомили с автором этих картин, а впоследствии, как выяснилось, целой серии работ данного художественного направления. Путь реформатора символизма Ильи Шадчнева начинался традиционно: окончание Пензенского государственного университета им. В.Г. Белинского, создание галереи творческих работ и педагогическая деятельность длиною в четверть века, из которых 13 лет было посвящено преподаванию в старейшем Пензенском художественном училище им. К.А. Савицкого.

Илья — признанный мастер классических натюрмортов и пейзажей, представленных на многочисленных персональных выставках в России и Европе. Одна из последних выставок проходила в легендарном Лувре в 2018 году. Авторские работы, а по подсчету художника их более 1200, частично распределились в музейных и частных коллекциях по всему миру.

Немного истории для читателей статьи. Символизм — ровесник импрессионизма. Основной задачей художников-импрессионистов являлась колористическая фиксация видимой реальности. В отличие от них, символисты, опираясь на работы философов А. Шопенгауэра, Ф. Ницше и Э. Гартмана, выступали продолжателями неоромантических идей в аллегорической трактовке глобального космического мироощущения. В ХХ веке символизм получает дальнейшее развитие благодаря теории «экзистенциализма» философов К. Ясперса и М. Хайдеггера, рассматривающей проблемы одиночества человека и свободы внутреннего выбора.

Илья Шадчнев продолжает традиции символизма, определяя стиль позднего периода своего творчества как «неосимволизм», который строится на игре смыслов, на сопоставлении экзистенциализма и абсурда, случайности и предопределенности в судьбе «маленького человека» в коллизиях современного мира.

Хочу остановиться на анализе одной картины, представленной на выставке, которая, как мне кажется, дает ключ к пониманию стилистики художника. На полотне четко вырисовывается композиция из трех горизонтальных цветовых полей, исходящих из вертикальной конструкции в левой части картины, которую я условно назвал «началом смысла». Верхнее поле в коричневых, огненных тонах наполнено фактурой грозовых облаков и символизирует напряженность драматического ожидания. Среднее поле светло-зеленого тона с прожилками ветвей деревьев очевидно связано с жизнью природы. Нижнее поле с преобладанием белого цвета читается как незаполненный лист летописного бытия. Левая вертикальная конструкция ритмически повторяющихся фракталов, похожих на горизонтальные срезы стволов многовековых деревьев, может читаться как календарь столетий, переходящий в нижней части картины в скальный массив планеты. Подобного живописного материала уже было бы достаточно для самостоятельной картины в духе абстрактного экспрессионизма «цветовых полей» (Марк Ротко). Но автор на этот эпический фон налагает графическую миниатюру в стиле арткомикса. Почти плакатная лестница вверх на среднем поле зеленого тона жизни с поднимающимся по ней одиноким путником и наклонная плоскость вниз, по которой беснующаяся толпа несется в преисподнюю, в нижний цветовой пласт, в котором парадоксально расположены белые облака с могильными плитами, символизирующими бренность, краткого существования человека. Картина называется «Закон толпы», а под ней литературная подпись-мораль: «Если ты в толпе, не ты выбираешь дорогу».

Для Цитирования:
Григорий Гинзбург, «Мыслеформа» в творческом арсенале художника Ильи Шадчнева. Русская галерея-XXI век / Russian gallery. XXI c.. 2020;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: