Группа картин, представленных на выставке Международного художественного фонда в Овальном зале ЦДРИ в январе 2020 года, привлекла мое внимание необычной зеркальностью светоотражающей поверхности всего цветового поля.
На выставке меня познакомили с автором этих картин, а впоследствии, как выяснилось, целой серии работ данного художественного направления. Путь реформатора символизма Ильи Шадчнева начинался традиционно: окончание Пензенского государственного университета им. В.Г. Белинского, создание галереи творческих работ и педагогическая деятельность длиною в четверть века, из которых 13 лет было посвящено преподаванию в старейшем Пензенском художественном училище им. К.А. Савицкого.
Илья — признанный мастер классических натюрмортов и пейзажей, представленных на многочисленных персональных выставках в России и Европе. Одна из последних выставок проходила в легендарном Лувре в 2018 году. Авторские работы, а по подсчету художника их более 1200, частично распределились в музейных и частных коллекциях по всему миру.
Немного истории для читателей статьи. Символизм — ровесник импрессионизма. Основной задачей художников-импрессионистов являлась колористическая фиксация видимой реальности. В отличие от них, символисты, опираясь на работы философов А. Шопенгауэра, Ф. Ницше и Э. Гартмана, выступали продолжателями неоромантических идей в аллегорической трактовке глобального космического мироощущения. В ХХ веке символизм получает дальнейшее развитие благодаря теории «экзистенциализма» философов К. Ясперса и М. Хайдеггера, рассматривающей проблемы одиночества человека и свободы внутреннего выбора.
Илья Шадчнев продолжает традиции символизма, определяя стиль позднего периода своего творчества как «неосимволизм», который строится на игре смыслов, на сопоставлении экзистенциализма и абсурда, случайности и предопределенности в судьбе «маленького человека» в коллизиях современного мира.
Хочу остановиться на анализе одной картины, представленной на выставке, которая, как мне кажется, дает ключ к пониманию стилистики художника. На полотне четко вырисовывается композиция из трех горизонтальных цветовых полей, исходящих из вертикальной конструкции в левой части картины, которую я условно назвал «началом смысла». Верхнее поле в коричневых, огненных тонах наполнено фактурой грозовых облаков и символизирует напряженность драматического ожидания. Среднее поле светло-зеленого тона с прожилками ветвей деревьев очевидно связано с жизнью природы. Нижнее поле с преобладанием белого цвета читается как незаполненный лист летописного бытия. Левая вертикальная конструкция ритмически повторяющихся фракталов, похожих на горизонтальные срезы стволов многовековых деревьев, может читаться как календарь столетий, переходящий в нижней части картины в скальный массив планеты. Подобного живописного материала уже было бы достаточно для самостоятельной картины в духе абстрактного экспрессионизма «цветовых полей» (Марк Ротко). Но автор на этот эпический фон налагает графическую миниатюру в стиле арткомикса. Почти плакатная лестница вверх на среднем поле зеленого тона жизни с поднимающимся по ней одиноким путником и наклонная плоскость вниз, по которой беснующаяся толпа несется в преисподнюю, в нижний цветовой пласт, в котором парадоксально расположены белые облака с могильными плитами, символизирующими бренность, краткого существования человека. Картина называется «Закон толпы», а под ней литературная подпись-мораль: «Если ты в толпе, не ты выбираешь дорогу».