Наша мысль изначально связана с действием.
Именно по форме действия был отлит наш интеллект.
Анри Бергсон «Творческая эволюция»
Интроспективное самонаблюдение привело меня к убеждению, что человек в своей профессиональной деятельности мыслит не словами, а действиями. Более того, мысль и действие нераздельны и суть проявления внутренне единого «мыследействия»1. Это новое понятие — основной предмет данной работы — имеет свои корни в холистических направлениях современной философии сознания. В последнее время активно развиваются как подходы, выталкивающие мыслящий субъект за пределы его физических границ в мир действий (экстернализм, см. [1], [12]), так и конструктивистские теории познания, утверждающие первичную, определяющую роль действий и движений в восприятии и мышлении (энактивизм [2]). Мысли и действия, пусть и имеют в этих дискурсах раздельное бытие, но связаны настолько неразрывно и органично, что их объединение в единое понятие представляется естественным шагом.
Прежде чем заниматься объединением двух понятий, желательно выяснить, как мы понимаем их по отдельности. Что же говорит нам философия сознания о мысли и действии? Если понятие «действие» в целом ясно и его позволительно считать первичным понятием2, то с «мыслью» ситуация сложнее, так как четкого общепринятого определения нет. Во-первых, «мысль» можно понимать и как акт мышления, и как его результат3. Во-вторых, одни исследователи интерпретируют понятие «мысль» чрезвычайно широко, как почти любой ментальный акт4, в то время как другие пытаются ограничить его более узкими рамками, определяя его, к примеру, как класс «немодальных ментальных репрезентаций»5. В-третьих, в дискурсах, делающих акцент на действиях, таких как энактивизм или бихевиоризм, мысль подчас почти исчезает как самостоятельная сущность, в то время как в «компьютерных» моделях сознания мысль, напротив, приобретает самоценность и онтологию. В данной работе выбран средний путь, подчеркивающий тесное органичное сосуществование мысли с действием: они понимаются как две стороны единого «мыследействия». В этом подходе мысль выступает как осознанность действия и знание о нем, а действие оказывается не только внешним результатом, но и материалом мысли.