Статья поступила 11.07.2021.
Мысль о ничтó беспредметна. Но когда предметом мысли становится беспредметность, у не-сущего появляется шанс. Такой шанс небытию дал Горгий Леонтийский — софист, чей трактат «О не-сущем, или О природе» дошел до нас в парафразах Секста Эмпирика (Adv. Math. 7.65–87, DK 82 B3) и Псевдо-Аристотеля, или так называемого Анонима (De Melisso Xenophane Gorgia, V–VI). Ничего нет: ни сущего, ни не-сущего, ни обоюдного, утверждает Горгий (979а24). Свое «не-сущее» (τὸ μὴ ὂν εἶναι) софист противопоставил «сущему» (τὸ ἐóν) Парменида, хотя текстологи убеждены, что целью пародии был Мелисс с его работой «О природе, или О сущем» (Περὶ φύσεως ἢ Περὶ τοῦ ὄντος), чье название Леонтиец якобы отзеркалил в собственном трактате «О не-сущем, или О природе» (περὶ τοῦ μὴ ὄντος ἢ περὶ φύσεως) [Вольф: 2014].
Начав с традиционного зачина, автор усомнился в целесообразности историко-архивного подхода. Перечитал вступление: фразы застегнуты на все пуговицы, проблема озвучена, действующие лица обозначены. Скучно! А что, если переступить запрет Парменида мыслить не-сущее как сущее? Возразят: этот путь мнения ведет к противоречию, поскольку: 1) мысль о ничтó беспредметна, а следовательно, ничтожна; 2) обладающий беспредметным умом ничтожен и как мыслитель. Логично. Но поскольку мысль о том, чего нет, «есть» опыт в условиях парадигматической инфляции, разве не разумно рассмотреть бытие мысли о небытии? Такое бытие возможно в трех локусах: а) как отношение не-сущего к инобытию, то есть к своему иному бытия, — отчасти по этому пути пошел Платон в «Софисте»; б) как суверенная онтология, гносеология, эпистемология, где ничтó не антипод бытия, не клиент, заимствующий у сущего предикаты, чтобы отрицать их, а патрон, решающий, что, когда и как ничтожить в-себе и для-себя; в) как Логос, умиротворяющий антиномии, — этот дидзесис или дзетесис (путь поиска) Горгия автор и собирается исследовать.
Для начала приведем отрывок из поэмы «О Природе» Парменида в переводе М.Л. Гаспарова.