По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 101.2 DOI:10.33920/nik-01-2307-06

Мысль: запрет Парменида / своеволие Горгия

Кузин Юрий Владимирович независимый исследователь, Россия, 199178, г. Санкт-Петербург, 16-я линия В.О., д. 77, кв. 39, E-mail: isjuminka@yandex.ru

В работе развернута философская аргументация софиста Горгия Леонтийского, онтология, гносеология и эпистемология которого или не принимались в расчет традицией философствования, или были заслонены его риторическим наследием. Впервые Горгий предстает мыслителем широкого спектра, чьи идеи нашли отклик в немецкой классической философии, французском экзистенциализме и в концепциях физики XXI в. с их многомировыми моделями и квантовым многообразием. Автор исследует речевую личность Горгия, видя в языковых играх, часто использовавшихся этим ритором, судебным оратором и «платным учителем красноречия», истоки современной аналитической философии языка. Важное место в статье уделено полемике Горгия с Парменидом, которая выходит далеко за узкие рамки «элеатовского вопроса».

Литература:

1. Вольф М.Н. Софистика. Горгий Леонтийский: трактат «О не-сущем, или О природе» в современных интерпретациях: учеб. пособие / М.Н. Вольф; Новосиб. гос. ун-т. — Новосибирск: РИЦ НГУ, 2014. — С. 78.

2. Гаспаров М.Л. Эллинские поэты VIII–III вв. до н. э.. — М.: Ладомир, 1999. Перевод. Нумерация фрагментов — по изданиям: H. Diels — W. Kranz. Die Fragmente der Vorsokratiker 10. Aufl. Berlin, 1961; Parmenides. Ed. L. Taran. 1974.

3. Вольф М.Н. Софистика. Горгий Леонтийский: трактат «О не-сущем, или О природе» в современных интерпретациях: учеб. пособие / М.Н. Вольф; Новосиб. гос. ун-т. — Новосибирск: РИЦ НГУ, 2014. — С. 112.

4. Галанин Р.Б. Риторика Протагора и Горгия. — СПб.: Изд-во РХГА, 2016. — С. 139.

5. Вольф М.Н. Трактат «О не-сущем, или о Природе» Горгия в De Melisso Xenophane Gorgia, V–VI: условно-формальная структура и перевод // Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 14-03-00502а «Аргументированность и обоснованность знания в парадигме античной рациональности») // ΣΧΟΛΗ. — 2014. — Vol. 8. 2. — C. 205.

6. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. — М., 1970–1972. — Т. I. — С. 127.

7. Габриэль М. О смелости в метафизике. — СПб.: Наука, 2012. — С. 75.

8. Чанышев А.Н. Трактат о небытии // Вопросы философии. — 1990. — № 10. — С. 64.

1. Wolf M.N. Sophistry. Gorgias of Leontius: treatise “On non-existent, or On nature” in modern interpretations: textbook. allowance / M.N. Wolf; Novosib. state un-t. — Novosibirsk: RIC NGU, 2014. — P. 78.

2. Gasparov M.L. Hellenic poets of the 8th–3rd centuries. BC e. — M.: Ladomir, 1999. Translation. The numbering of the fragments is according to the editions: H. Diels — W. Kranz. Die Fragmente der Vorsokratiker 10. Aufl. Berlin, 1961; Parmenides. Ed. L. Taran. 1974.

3. Wolf M.N. Sophistry. Gorgias of Leontius: treatise “On non-existent, or On nature” in modern interpretations: textbook. allowance / M.N. Wolf; Novosib. state un-t. — Novosibirsk: RIC NGU, 2014. — P. 112.

4. Galanin R.B. Rhetoric of Protagoras and Gorgias. — St. Petersburg: RKHGA Publishing House, 2016. — P. 139.

5. Wolf M.N. Treatise “On non-existent, or on Nature” by Gorgia in De Melisso Xenophane Gorgia, V–VI: conditional-formal structure and translation // The work was financially supported by the Russian Humanitarian Foundation (project No. paradigm of ancient rationality) // ΣΧΟΛΗ. — 2014. — Vol. 8. 2. — C. 205.

6. Hegel G.W.F. Science of logic. — M., 1970–1972. — T. I. — Р. 127.

7. Gabriel M. About courage in metaphysics. — St. Petersburg: NAUKA, 2012. — P. 75.

8. Chanyshev A.N. Treatise on non-existence // Questions of Philosophy. — 1990. — No. 10. — Р. 64.

Статья поступила 11.07.2021.

Мысль о ничтó беспредметна. Но когда предметом мысли становится беспредметность, у не-сущего появляется шанс. Такой шанс небытию дал Горгий Леонтийский — софист, чей трактат «О не-сущем, или О природе» дошел до нас в парафразах Секста Эмпирика (Adv. Math. 7.65–87, DK 82 B3) и Псевдо-Аристотеля, или так называемого Анонима (De Melisso Xenophane Gorgia, V–VI). Ничего нет: ни сущего, ни не-сущего, ни обоюдного, утверждает Горгий (979а24). Свое «не-сущее» (τὸ μὴ ὂν εἶναι) софист противопоставил «сущему» (τὸ ἐóν) Парменида, хотя текстологи убеждены, что целью пародии был Мелисс с его работой «О природе, или О сущем» (Περὶ φύσεως ἢ Περὶ τοῦ ὄντος), чье название Леонтиец якобы отзеркалил в собственном трактате «О не-сущем, или О природе» (περὶ τοῦ μὴ ὄντος ἢ περὶ φύσεως) [Вольф: 2014].

Начав с традиционного зачина, автор усомнился в целесообразности историко-архивного подхода. Перечитал вступление: фразы застегнуты на все пуговицы, проблема озвучена, действующие лица обозначены. Скучно! А что, если переступить запрет Парменида мыслить не-сущее как сущее? Возразят: этот путь мнения ведет к противоречию, поскольку: 1) мысль о ничтó беспредметна, а следовательно, ничтожна; 2) обладающий беспредметным умом ничтожен и как мыслитель. Логично. Но поскольку мысль о том, чего нет, «есть» опыт в условиях парадигматической инфляции, разве не разумно рассмотреть бытие мысли о небытии? Такое бытие возможно в трех локусах: а) как отношение не-сущего к инобытию, то есть к своему иному бытия, — отчасти по этому пути пошел Платон в «Софисте»; б) как суверенная онтология, гносеология, эпистемология, где ничтó не антипод бытия, не клиент, заимствующий у сущего предикаты, чтобы отрицать их, а патрон, решающий, что, когда и как ничтожить в-себе и для-себя; в) как Логос, умиротворяющий антиномии, — этот дидзесис или дзетесис (путь поиска) Горгия автор и собирается исследовать.

Для начала приведем отрывок из поэмы «О Природе» Парменида в переводе М.Л. Гаспарова.

Для Цитирования:
Кузин Юрий Владимирович, Мысль: запрет Парменида / своеволие Горгия. Вопросы культурологии. 2023;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: