— Какие имеются реальные возможности для замены импортных запчастей и комплектующих?
— Прежде всего необходимо отметить, что импорт из стран Азии продолжается. Имеются логистические трудности, но они носят точечный характер и разрешатся в течение нескольких месяцев. Поэтому речь не идет о необходимости тотального импортозамещения.
С технологической точки зрения мы можем выпускать подавляющее большинство номенклатурных позиций комплектующих для различных отраслей. Чем меньше переделов задействованы в производстве комплектующих, чем изделия менее технологичны, тем быстрее мы сможем заместиться по таким позициям. Но выпускать все комплектующие в необходимых количествах с прежним качеством и по привычным ценам не получится.
Возможности для импортозамещения имеются во всех отраслях, где за последние 10–15 лет проинвестированы средства в обновление производственных мощностей. Многие из таких производств, особенно с госфинансированием, недозагружены или имеют значительные резервы для роста эффективности — и это серьезный потенциал для относительно быстрого роста производства.
Возможности для импортозамещения имеются во всех отраслях, где за последние 10–15 лет проинвестированы средства в обновление производственных мощностей. Многие из таких производств, особенно с госфинансированием, недозагружены или имеют значительные резервы для роста эффективности — и это серьезный потенциал для относительно быстрого роста производства.
— Как это происходит на практике? Что предпринимают отечественные производители?
— На практике все выглядит не так прямолинейно. По факту в каждом эпизоде импортозамещения имеются свои проблемы, решение в каждом случае индивидуально. Прежде всего необходимо понимать, что импортозамещение не происходит само собой, его обеспечивают конкретные субъекты экономической деятельности — производители. Те из них, кто и раньше работал эффективно и с высокой загрузкой, могут нарастить объемы на 25–30 %. Такие тенденции мы будем наблюдать уже по итогам второго квартала. Но дальнейшее наращивание производства таким предприятиями уже будет проблематичным. Либо придется снижать периодичность обслуживания и ремонта оборудования, а это приведет к его ускоренному износу. Либо набирать третью смену, что очень сложно сделать за пределами моногородов, учитывая непростую демографическую ситуацию. Причем для производств с непрерывным циклом доступен только первый вариант.