Наличие большого количества музыкальных коллективов и исполнителей, традиции музыкальной культуры создают предпосылки для становления и развития рынка услуг в сфере музыкального искусства. Этот феномен может существовать только при условии глобальных рыночных отношений, при которых имеется спрос на данную услугу в виде концертных выступлений либо продажи музыкальных записей. При этом население в качестве потребителей сегментировано по различным музыкальным предпочтениям: любители классической музыки, народной музыки (фольклора), фанаты и любители современной музыки различных жанров и стилей. Сложившийся музыкальный рынок в новых условиях существует уже более четверти века. Наличие музыкального рынка в России создает предпосылки формирования комплекса музыкального маркетинга. Это система отношений на рынке, где существуют маркетинговые исследования, креативные маркетинговые стратегии, технологии продвижения музыкальных коллективов и исполнителей, конкурентные преимущества и т.д.
Эффективные коммуникации в музыкальном маркетинге являются актуальной научной и практической проблемой. Разработка данной тематики способствует поиску эффективных с экономической и психологической точек зрения методик продвижения на рынке музыкальных услуг различных коллективов и исполнителей. Музыкальный рынок обладает ярко выраженной спецификой (особенностями). Каковы эти особенности? Прежде всего он обладает широкой палитрой видов, жанров и стилей в музыке. А это означает, что систематизация или типология сегментов рынка в сфере музыки может быть условна. Потому что нередко один музыкальный стиль отличается от другого тонкими гранями.
В нашем исследовании избран такой подход, при котором выделяются три основных направления в музыкальном искусстве. Это народная музыка, классическая музыка и современная музыка. Эти три фрагмента представляют основные сегменты музыкального маркетинга, которые мы будем изучать. Важно подчеркнуть, что три соизмеримых по масштабности вида музыкального искусства обладают своеобразием по различным аспектам. Например, в нашей стране самое большое количество симфонических оркестров. Их более ста. В столице каждого региона стараются иметь симфонический оркестр как подтверждение высокого уровня музыкальной культуры. Театры оперы и балета существуют в крупных культурных центрах: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Казани, Перми, Екатеринбурге, Уфе, Красноярске. Это более сложное профессиональное образование, так как требуется очень высокий уровень актерской труппы, музыкального оркестра, режиссерских кадров. В ряде столиц регионов существуют камерные оркестры и музыкальные театры, которые имеют классический репертуар.