По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 811.161.1/101.78 DOI:10.33920/nik-01-2506-03

Музыка как путь самореализации: диалог с профессором Александром Клюевым

Ачури Тайрон доктор психологии (PsyD), преподаватель Национального открытого университета дистанционного образования (UNAD), г. Богота, Колумбия
Клюев Александр доктор философских наук, профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств, г. Санкт-Петербург, Россия

Статья поступила 12.04.2025.

Статья одобрена к публикации 30.04.2025.

Тайрон Ачури: Уважаемый профессор Клюев, Вы являетесь известным философом, музыкантом. Ваши научные труды опубликованы не только в России, но и в США, Италии, Испании, Германии, Румынии, Чехии, Турции, Индии, Китае, ОАЭ, во многих странах бывшего СССР. Вы автор оригинальной модели философии музыки. В этом интервью я бы хотел обсудить с Вами Вашу модель философии музыки, а также Ваше понимание связи музыки с педагогикой, роли музыки в формировании человеческого опыта. Итак, профессор Клюев, главный вопрос: не могли бы Вы сказать, в чем суть Вашей модели философии музыки?

Александр Клюев: Уважаемый доктор Ачури, свою модель я рассматриваю как итог развития русской философии музыки. Русская философия музыки зародилась приблизительно в XV в. и постоянно развивалась. В чем особенность понимания музыки русскими философами? Русские философы трактуют музыку (каждый, разумеется, по-своему) как совершеннейшее средство спасения человека. Идеи русских философов о музыке обобщены мной в трех моих книгах: «10 статей по русской философии музыки» (изданной в 2023 г. в Санкт-Петербурге, в издательстве РХГА им. Ф.М. Достоевского), “Russian Philosophy of Music: 2010s and 2020s articles (Transl. from Russ.)” (изданной в 2023 г. в Чехии, в Остраве, на английском языке в издательстве Tuculart Edition & European Institute for Innovation Development) и «Русская философия музыки: Статьи 2010–2020-х годов (изданной в 2024 г. в Москве, в издательстве «Прогресс-Традиция»).

О моей модели. Я назвал свою модель «Новая синергетическая философия музыки». В ней две составные части: теоретическая и практическая.

В теоретической части модель строится на сопряжении двух начал: классической (старой) синергетики, разработанной немецким физиком Германом Хакеном, и исихазма — ядра православного учения. В практической — на демонстрации особенности претворения этого синтеза в музыке. Поясню сказанное.

Для Цитирования:
Ачури Тайрон, Клюев Александр, Музыка как путь самореализации: диалог с профессором Александром Клюевым. Вопросы культурологии. 2025;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: