Статья поступила 12.04.2025.
Статья одобрена к публикации 30.04.2025.
Тайрон Ачури: Уважаемый профессор Клюев, Вы являетесь известным философом, музыкантом. Ваши научные труды опубликованы не только в России, но и в США, Италии, Испании, Германии, Румынии, Чехии, Турции, Индии, Китае, ОАЭ, во многих странах бывшего СССР. Вы автор оригинальной модели философии музыки. В этом интервью я бы хотел обсудить с Вами Вашу модель философии музыки, а также Ваше понимание связи музыки с педагогикой, роли музыки в формировании человеческого опыта. Итак, профессор Клюев, главный вопрос: не могли бы Вы сказать, в чем суть Вашей модели философии музыки?
Александр Клюев: Уважаемый доктор Ачури, свою модель я рассматриваю как итог развития русской философии музыки. Русская философия музыки зародилась приблизительно в XV в. и постоянно развивалась. В чем особенность понимания музыки русскими философами? Русские философы трактуют музыку (каждый, разумеется, по-своему) как совершеннейшее средство спасения человека. Идеи русских философов о музыке обобщены мной в трех моих книгах: «10 статей по русской философии музыки» (изданной в 2023 г. в Санкт-Петербурге, в издательстве РХГА им. Ф.М. Достоевского), “Russian Philosophy of Music: 2010s and 2020s articles (Transl. from Russ.)” (изданной в 2023 г. в Чехии, в Остраве, на английском языке в издательстве Tuculart Edition & European Institute for Innovation Development) и «Русская философия музыки: Статьи 2010–2020-х годов (изданной в 2024 г. в Москве, в издательстве «Прогресс-Традиция»).
О моей модели. Я назвал свою модель «Новая синергетическая философия музыки». В ней две составные части: теоретическая и практическая.
В теоретической части модель строится на сопряжении двух начал: классической (старой) синергетики, разработанной немецким физиком Германом Хакеном, и исихазма — ядра православного учения. В практической — на демонстрации особенности претворения этого синтеза в музыке. Поясню сказанное.