12 ноября 2020 года, в год 75-летия Великой Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне, в одном из залов Военно-медицинского музея была открыта выставка «Музейщики на фронте. Фронтовые бригады Военно-медицинского музея». Эта выставка стала данью коллектива музея памяти его основателей, создавших в тяжелые годы войны богатое фондами, разнообразное по видовому составу экспонатов, получившее существенную ценность для отечественной медицинской науки научно-исследовательское и культурное учреждение всесоюзного значения.
Решение о создании Музея Военномедицинской службы Красной армии (именно так звучало первое название музея) было принято в наиболее критические дни Сталинградской битвы. При этом поставленные перед музеем цели не заключались лишь в сборе и экспонировании предметов, связанных с работой военно-медицинской службы. Основными задачами музея являлись научное обобщение опыта военной медицины в годы Великой Отечественной войны, научная оценка основных результатов лечебноэвакуационной деятельности с целью применения достижений советских военных врачей в будущем.
Для выполнения этой масштабной миссии музею требовался обширный и многообразный материал, который лишь частично мог быть предоставлен военно-санитарными управлениями фронтов, конференциями военных врачей, проводившимися на уровнях фронтов и армий, где, как правило, развертывались специализированные выставки. В сложившихся условиях первый начальник музея — доктор медицинских наук полковник медицинской службы Алексей Николаевич Максименков предложил организовать выезды на фронт для сбора разнообразного материала специальных бригад музея, в состав которых предполагалось назначать руководителяврача, художников, фотографа, патологоанатома и др. Это предложение было поддержано руководством Главного военно-санитарного управления Красной армии. Так началась работа фронтовых бригад музея.
Фронтовые бригады музея высылались на те участки фронта, где велись наиболее активные боевые действия. Для размещения бригадам выделялся грузовой автомобиль. По свидетельству художника Н.Г. Котова, наличие автомобиля, оборудованного кабиной, имевшей «даже печку», «давало возможность группе быть оперативной на местах работы, не зависеть от чужого транспорта, от условий погоды и времен года» [5, л. 4].