По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

«Музейный СтарТрек»: идеи, опыт, перспективы

В сентябрьском номере 2019 года мы писали о конференции «Музеи и старшее поколение: практики соучастия в эпоху социальных вызовов», которая проходила 26 и 27 сентября в Новой Третьяковке. Конференция дала старт проекту «Музейный СтарТрек», в рамках которого должны были объединиться музейные работники и специалисты социальной сферы для работы с представителями старшего поколения. Несмотря на то что работа проекта была прервана пандемией, он сохранил свой боевой дух и близится к завершению. Мы поговорили с авторами проекта: Татьяной Гафар, Владиславом Павловым, Мариной Мацкевич и Еленой Собиновой — о том, как зародилась идея и как она воплотилась в жизнь, какие трудности возникали при организации групп участников и их работе в музеях, как финансировался проект, какие музейные продукты были созданы и сможет ли «Музейный СтарТрек» стать моделью для работы коллег.

— Татьяна Викторовна, кто стал инициатором проекта «Музейный СтарТрек»? Кто оказывал поддержку и согласился принять участие?

— Тема работы со старшим поколением в последние годы становится все актуальней, этому есть объективные причины. Различные культурные институции, музеи в том числе, в своей деятельности стали обращать внимание на работу с данной аудиторией. И таких практик довольно много, наша конференция, о которой я скажу ниже, тому подтверждение. Но вся эта деятельность носила и носит не системный характер. Что показывает и мой личный опыт.

Я занимаюсь малыми музеями Третьяковской галереи1 — это камерные, специфические площадки2 . С 2016 года, когда была создана служба развития малых музеев, мы стали изучать аудиторию и искать приоритетные группы. Было понятно, что поскольку отличается сам тип музеев, пространственные характеристики и коллекции, то будут отличаться и аудитории самой Третьяковки, Новой Третьяковки и ее малых музеев. Проведя сравнительный анализ, мы выяснили, что большой процент посетителей малых музеев составляют люди старше сорока лет. Тогда основной формой работы музеев с аудиторией был прием организованных групп, как детских, так и взрослых. Оттолкнувшись от трех моментов: характеристики самих музеев, их приоритетных аудиторий и формы работы с посетителями, мы стали искать возможности расширения за счет других целевых групп и разнообразия форм работы. В 2017 году мы сделали попытку «омолодить» аудиторию, через разные виды деятельности привести в музеи молодого посетителя. И тогда же мы взяли фокус на работу с индивидуальными посетителями. Были записаны аудиогиды, которыми посетители могли воспользоваться со своих смартфонов, была сделана навигация для самостоятельного осмотра музеев, выпущены путеводители. Помимо экскурсий, в музеях стали проводиться различные мероприятия, сами музеи стали принимать участие в городских акциях (Ночь музеев, Ночь искусств), больших проектах (олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы»). В результате количество индивидуальных посетителей музеев выросло, как и в целом их посещаемость. Но проанализировав состав аудитории малых музеев Третьяковки в 2018 году, мы увидели, что наши усилия по ее «омоложению» не принесли результатов, возрастной состав остался прежним. Преобладающей группой остались люди после сорока лет.

Для Цитирования:
Алексей Яковлев, «Музейный СтарТрек»: идеи, опыт, перспективы. Музей. 2020;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: