По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Музейный посетитель: новые реалии

Любовь Петрунина кандидат филологических наук, независимый музейный эксперт

С 1 по 7 сентября 2019 г. в Киото (Япония) проходила Генеральная конференция ИКОМ. Главной темой конференции стал вопрос о музеях как центрах культуры и тех традициях, которые сохраняться в будущем. Важным вопросом в рамках работы конференции, стал опыт работы по исследованию музейной аудитории.

Основная тема комитета ИКОФОМ «Будущее традиции в музеологии» касалась новых концепций в генерировании научного знания в музеологии. Но целый ряд докладов относился к теме музейного посетителя, причем иногда в кардинально ином понимании его роли. Такой поворот нельзя оставить без внимания, потому что он может стать ключевым в исследовании музейных посетителей в ближайшее время. Представляется, важным вынести его обсуждение в публичное русскоязычное пространство.

Иное понимание роли посетителя связано с виртуальным пространством, которое все более полно обживается и приобретает черты новой реальности. В музейной сфере оно включает две взаимосвязанные тенденции. С одной стороны, это цифровые технологии и разнообразные музейные услуги в интернете и в приложениях для гаджитов, предлагаемые музеем. С другой стороны, это движение поддерживается публикой, активно использующей музейные новации, перенося диджитал практики из своих ежедневных опытов, и вовлекаясь тем самым в музейную сферу.

На Генеральной конференции ИКОМ в рамках 42 симпозиума ИКОФОМ в Киото наиболее полно критический анализ сегодняшней ситуации с исследованиями посетителей был представлен в докладе профессора Кирстен Дротнер (Kirsten Drotner), руководителя большой исследовательской программы в Дании, объединившей несколько датских университетов и музеев. В нем были изложены промежуточные результаты работы, включающей 13 проектов, идущих параллельно, направленных на изучение того, как взаимодействует музей с публикой в инновативном мире.

В основу этого теоретического подхода был положен анализ форм коммуникации музея с посетителем. Небольшой экскурс в историю, приведенный в докладе, показывал, что музей от коммуницирования через фотографии, листовки и брошюры, а затем аудиогиды и фильмы, уже перешел, используя новые технологии, к дистанционному взаимодействию в цифровом пространстве.

Кирстен Дротнер отметила, что исследования посетителей еще совсем недавно использовали в качестве теоретического фундамента положения социальной психологии, позволявшей раскрывать индивидуальные мотивы, потребности, интересы, поведенческие модели посетителей, привлеченных в залы музея. Такой интерес определялся необходимостью исследования досуговых потребительских предпочтений и замерами индивидуальных выборов. Эта методология является причиной того, почему многие музеи локализуют свои маркетинговые исследования внутри своих музеев. Но эта позиция не позволяет понимать потребности тех, кто остается за пределами музейных залов.

Для Цитирования:
Любовь Петрунина, Музейный посетитель: новые реалии. Музей. 2020;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: