По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Музейные конкурсы: динамика численности возрастных групп

Дмитрий Донсков кандидат биологических наук, Государственный Дарвиновский музей, г. Москва

В Государственном Дарвиновском музее крупные выставки, как правило, сопровождаются конкурсными программами. Статья посвящена исследованию динамики численности возрастных групп конкурсантов за период с 2009 по 2019 год. Проанализированы характер и причины этих изменений. Даны некоторые предложения по работе с посетителями разного возраста.

С 1998 года в Государственном Дарвиновском музее все крупные выставки, а также выставки, подробно раскрывающие основную идею музея, непременно сопровождаются конкурсными программами для посетителей. Конкурсы позволяют полнее вовлечь посетителя в просмотр выставки, сделать из пассивного наблюдателя активного познающего участника. Грамотно выстроенная программа в игровой и непринужденной манере обращает внимание на важные моменты выставки, помогает глубже понять замысел автора, привлекает внимание к ключевым экспонатам. Элемент соревнования вносит дополнительную мотивацию к тщательности выполнения заданий, так как конкурсант заранее знает, что в случае победы его ждет памятный приз.

Конкурсы проводятся двух типов — интеллектуальные и творческие, они представляют собой два разных способа общения посетителя с материалом выставки. В первом случае участник получает бумажный бланк с заданиями в форме вопросов, задач, ребусов, головоломок. Выполняя данные задания, посетитель получает новые знания, переосмысливает старые, учится находить в представленной информации нужные ответы, сравнивать, анализировать, выделять существенное и так далее. Другими словами, он тренирует свои мысленные навыки и радуется неожиданным открытиям. Во втором случае участник проявляет свое творческое начало. Ему предлагается нарисовать картину или плакат, написать короткий рассказ по тематике выставки.

Бланки с заданиями включают раздел «Данные участника»: ФИО, телефон, электронную почту и возраст, который заполняется по желанию. Именно статистика по возрастным данным конкурсантов и легла в основу данного исследования. В 2000–2005 годах самыми активными участниками выставочных конкурсов были дети 10-12 лет. Представителей других возрастов насчитывалось значительно меньше. И это не удивительно, если учесть, что индустрия развлечений для детей в эти годы еще только формировалась, после полного краха структуры детского досуга в 1990-е годы. Ребята с огромным интересом воспринимали новую возможность активного участия в познавательной деятельности, предлагаемую музеем.

Для Цитирования:
Дмитрий Донсков, Музейные конкурсы: динамика численности возрастных групп. Музей. 2020;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: