— Анатолий Борисович, нынешний проект — это первый опыт взаимодействия Российского еврейского конгресса с музейными институциями?
— Это первый системный опыт взаимодействия с организациями культуры у Российского еврейского конгресса, до этого определенный опыт поддержки выставочных проектов был, но носил спорадический характер. Примерно в 2018 году нам стало понятно, что существует, с одной стороны, спрос на еврейский контент, с другой стороны, предложения этого контента достаточно значимы для того, чтобы из поддержки случайных проектов перейти к поддержке систематической. И, как показывает история, самой эффективной формой поддержки является грантовый конкурс с привлечением авторитетных профессионалов в качестве экспертов.
— Вы сказали про организации культуры, то есть для того чтобы принять участие в конкурсе, не обязательно иметь статус музея?
— В конкурсе могут участвовать открытые публичные площадки: библиотеки, культурные центры, высшие учебные заведения. Например, в обоих конкурсах принимал участие Институт искусствознания Министерства культуры РФ. Вообще, полное название конкурса — конкурс музейных инициатив и выставочных проектов. Выставочный проект как универсальный способ коммуникации с аудиторией может исходить не только от музея.
— В чем заключалась основная цель грантового конкурса, как ее видели организаторы?
— Нам хотелось, чтобы еврейская история, картина мира появилась не на специализированных еврейских площадках (каковых очень мало на самом деле в России), а на неспециализированных. Ведь в России несколько сотен историко-краеведческих музеев, но нигде нет ничего о том, что происходило с евреями, еврейскими общинами России, даже в тех музеях, которые находятся на территориях, которые были оккупированы в ходе Второй мировой войны и где происходил Холокост. А ведь евреи и еврейская культура в силу исторических причин были распределены, евреи существовали в диаспоре, поэтому еврейская история, еврейская культура была практически везде. Но этот опыт и история в силу богатства и насыщенности драматическими событиями интересны далеко не только евреям. Они насыщены стремлениями, прорывами, в них заключена актуальная проблематика толерантности, борьбы с ксенофобией.