Росту церковных музеев способствует несколько факторов. Во-первых, духовными лицами воспринята общая тенденция на увеличение в России числа частных музеев, рассматриваемых как хранилища социальной памяти народа. Во-вторых, структуры РПЦ в настоящее время обладают лучшими по сравнению с началом 2000-х годов возможностями по выделению помещений музейного назначения и в зданиях, специально возводимых для культурно-просветительной деятельности, и в памятниках архитектуры, возвращаемых религиозным общинам. При этом иногда удается открыть церковные музеи в тех исторических строениях, которые и ранее использовались в музейных целях. Так, например, музей Свято-Троицкой Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге занял целый этаж в трехэтажном особняке «новой» ризницы, где до революции располагались монастырские библиотека, архив и древлехранилище.
«Русские оказались особенно чувствительными к тому общеизвестному религиозно-психологическому факту, что всякого рода предметы, слова, формы и традиции, принятые в церковном употреблении, приобретают от соприкосновения с абсолютной, божественной сущностью церкви особо священное значение, вызывают к себе у верующих особую благоговейную осторожность. Все (даже мелочи физические — металл, материи, рисунки), попадающее в церковное употребление, приобретает налет вечности, так сказать, ‘‘этернизируется’’».
(А.В. Карташов «Русское христианство»)
Формирование и пополнение коллекций церковных музеев в большинстве случаев совершается путем пожертвований частными лицами предметов церковной старины. Иногда такие предметы — иконы, утварь, облачения, документы, детали церковного убранства, имеют непосредственное отношение к храму и монастырю, при котором создается экспозиция. Чудом уцелевшие после разорения церквей, в советское время, такие артефакты сохранялись в семьях верующих, предками дарителей, передаваясь из поколения в поколение с напутствием при первой же возможности вернуть церковное достояние. Ввиду своей исторической значимости, а также того, что изделия декоративно-прикладного искусства религиозного назначения, выполненные в XVIII–XIX веках, не слишком гармонично вписываются в современные интерьеры возрождаемых церквей, такие предметы обычно оказываются в музее.