Модератором круглого стола выступил ведущий аналитик Московского агентства организации отдыха и туризма Михаил Гнедовский. В обсуждении приняли участие заместитель директора по научной работе ГМИИ имени А.С. Пушкина Ирина Баканова, директор Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля Дмитрий Бак, заведующая отделом развития Государственного музея Л.Н. Толстого Фёкла Толстая, заместитель генерального директора ГЦТМ имени А.А. Бахрушина по научнопросветительской деятельности Александр Рубцов и независимый музейный проектировщик Екатерина Змеева.
Может ли музей с помощью своих экспонатов сформулировать высказывание, которое будет понятно и актуально для посетителя? Что позволяет музейному предмету «заговорить»? Кто и как помогает посетителю познакомиться с наследием, которое хранится в музеях? Эти вопросы составляли ядро дискуссии. Спикеры представили различные точки зрения относительно особенностей взаимодействия музейного предмета с аудиторией, принципов интерпретации коллекций, а также сложностей, которые могут возникать в процессе восприятия объектов наследия посетителями.
Задавая концептуальную рамку дискуссии, Михаил Гнедовский предложил свое видение музейной коммуникации, которая для него обозначает строительство мостов между носителями разных культур. Такой подход рассматривает музей как пространство человеческого общения и, по мнению модератора, «позволяет понять, чем мы занимаемся как профессионалы, кто общается в музее, с кем, как общается и по какому поводу». Именно о субъектах, сути и значении музейной коммуникации эксперты продолжили дальнейшую беседу, пытаясь расставить акценты над ключевыми аспектами этого процесса.
Оживленно обсуждая проблему выстраивания диалога между посетителем и музеем, участники дискуссии обратились к теме чрезмерной экспликации и к вопросу поиска новых подходов к интерпретации музейного предмета. По мнению Дмитрия Бака, чрезмерная экспликация приводит к тому, что человек «не помнит себя», не сохраняет впечатлений от посещения музея из-за бесконечного потока информации, которую он также получает от других форм аудио- и видеокультуры.