Многие музеологи пытались дать определение тому феномену, который обычно называют музеем1 . Эта проблема выработки дефиниции обсуждалась на конференции ИКОФОМ в Эспоо (1987 г.) и более детально на последней сессии симпозиума «Музеология и музеи». В ходе этого симпозиума возник вопрос: «Зачем нам нужно определение?». Стало ясно, что различные группы в музеологическом мире предъявляют к определению различные требования. <…> Разные требования ведут к тому, что акцент в определении будет смещаться с одних аспектов на другие.
Наиболее широко распространенным сегодня определением музея является то, которое содержится в Уставе Международного совета музеев (ИКОМ): «Музей — это некоммерческая, постоянная институция на службе общества и его развития, открытая для публики и занимающаяся приобретением, сохранением, изучением, коммуникацией и экспонированием материальных свидетельств человечества и его окружения в целях исследования, образования и получения удовольствия» (версия 1989 г.). Начиная с 1974 года эта дескриптивная дефиниция постепенно развивалась в сторону прескриптивного стандарта. Студенты, изучающие музейное дело, должны были заучивать ее наизусть, музеи использовали ее для обоснования своих действий, власти на ней основывали свою политику и т.д. При этом все более очевидным становилось и растущее недовольство этой дефиницией. <…>
Любая дискуссия относительно сущности музейного феномена неизбежно будет затрагивать проблему музеологии как научной дисциплины и признания за музейной работой профессионального статуса. В 10 главе мы предложили модель того, как связаны между собой базовые параметры музеологии. Те же самые параметры играют важную роль в различных попытках дать определение музейного феномена. Они оказываются связаны с четырьмя элементами <…>: 1) более широкий термин; 2) виды деятельности, задачи, функции, ответственности; 3) предмет действий; 4) цель.
Вплоть до XIX века термин «музей» применялся в целом к коллекциям (August 1983). Связь музея и коллекции привела к тому, что термин использовали для обозначения таких книг, как каталоги («печатный музей») и таких коллекций текстов, как антологии, энциклопедии и журналы. <…> За XVIII–XIX века концепт музея постепенно приобрел большую физическую конкретность<…>, термин «музей» все больше начинал ассоциироваться именно со зданием, а не с коллекцией.