Корпоративный музей ОАО «РЖД» было решено строить в Санкт-Петербурге — на родине отечественных железных дорог. В основу нового музея легла коллекция Центрального музея Октябрьской железной дороги — более 3,5 тысяч экспонатов, включая 118 единиц подвижного состава. Музей железных дорог России расположен на площади почти 60 тыс. м2. Он состоит из реконструированного здания бывшего локомотивного депо Петергофской железной дороги, нового корпуса и экспозиции под открытым небом.
При разработке концепции музейного комплекса создатели изучили опыт ведущих европейских железнодорожных музеев. Уже на стадии проектирования в экспозицию были включены мультимедийные инсталляции, интерактивные макеты, комплексы с дополненной реальностью. Синергетический эффект подлинного подвижного состава и мультимедиа позволил экспонатам «заговорить» с посетителями. Гипсовые скульптуры железнодорожников и пассажиров «оживают» на ростовых экранах, вдоль локомотива ТЭП70 скользит экран-сканер, демонстрирующий принцип работы тепловоза внутри, а мультимедийный экран-разрез «Рабочая поездка Вячеслава Молотова» позволяет увидеть интерьеры довоенного вагона-салона. Бинокуляры с дополненной реальностью запускают инсталляцию «Водоснабжение»: вода попадает в тендер паровоза через гидроколонку, котёл и насос. Для всех желающих открыты две зоны виртуальной реальности — прогулка и квест. Они проходят в полностью оцифрованном интерьере единственного сохранившегося императорского поезда. Погружение в профессию машиниста обеспечивает тренажёр, представляющий собой кабину тепловоза.
Вдумчивая подготовка и энергичный старт позволили Музею железных дорог России всего за пять лет войти в число самых популярных достопримечательностей среди петербуржцев и гостей города, а также занять прочные позиции в профессиональном сообществе.
Следующим этапом развития музейного комплекса стала разработка приложения «Цифровая платформа Музея железных дорог России», по сути — создание копии музея в цифровом пространстве.