Музей железнодорожной техники в Бресте — это уникальное место, пронизанное атмосферой романтики дальних путешествий. Сегодня этот музей — один из самых востребованных туристических объектов в городе, на территории почти 3 га под открытым небом здесь размещены около 170 единиц железнодорожной техники. Большинство экспонатов, представленных в экспозиции, действующие — это является важнейшей особенностью музея.
Ежегодно этот музей посещают около 40 тыс. человек — туристов и жителей Бреста. Практически каждый экспонат доступен для посещения и взаимодействия — посетители могут не просто ознакомиться с грандиозными шедеврами железнодорожной техники прошлого, но и заглянуть внутрь, примерить на себя роль машиниста или просто прогуляться по старинному вагону, представляя, как в таких же вагонах путешествовали люди много лет тому назад.
Активное строительство железных дорог в Беларуси началось в ХХ веке. Одна из первых крупнейших рельсовых дорог страны соединила два города — Смоленск и Брест. История возникновения и развития рельсовых дорог, появление первой железнодорожной техники и ее эволюция представляют огромный интерес не только среди любителей истории, но и у обычных пассажиров, пользующихся железнодорожным транспортом. Музей железнодорожной техники Бреста наглядно демонстрирует разные страницы истории и знакомит посетителей с железнодорожной культурой страны. Он был открыт 15 мая 2002 года недалеко от мемориального комплекса «Брестская крепость-герой», однако его история началась намного раньше.
Инициатором создания музея стал почетный железнодорожник и ветеран труда Аркадий Юрьевич Преветень, работа над ним началась еще в 1990-е годы. К моменту распада СССР паровозы в Беларуси уже не использовались, но долгие годы они стояли на запасных путях на случай войны. После перестройки встал вопрос об их переплавке, тогда Аркадий Юрьевич вступился за уникальные образцы. Вместе с другим железнодорожником, Юрием Михайловичем Зайцем, который сегодня является директором музея, он начал собирать экспонаты по всей стране. Коллекция была собрана уже к 1996 году, она хранилась на разных участках Брестского отделения Белорусской железной дороги.