Для того чтобы понять суть вопроса, касающегося посещаемости и развития научной и выставочной деятельности отдела «Дом-музей Бориса Пастернака» Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля (ГМИРЛИ; до 2017 года — Государственный литературный музей), необходим небольшой исторический экскурс в обстоятельства его создания и особенности существования данной музейной институции на протяжении двух десятилетий.
Зарегистрирован этот пункт на музейной карте Москвы был в 1990 году, буквально через два года после официальной публикации (читай: реабилитации) в СССР скандально знаменитого на весь мир романа «Доктор Живаго». Созданный вопреки серьезному сопротивлению властных идеологических структур (в лице Союза советских писателей, партийных функционеров), но при поддержке интеллектуальной общественности Москвы как структурное подразделение Государственного литературного музея (ГЛМ), переделкинский дом-музей с самого начала работал в особых, не слишком зависящих от исторически сложившихся с момента создания ГЛМ (1934), условиях. Поскольку родственники и друзья поэта сохранили практически всю интерьерную обстановку дачного дома Б. Пастернака, она и явилась основой экспозиции музея. Типологических предметов почти не требовалось, а намеренная скромность хозяина, предпочитавшего пользоваться общедоступными вещами, попадавшими на дачу уже не новыми, упрощала задачу замены редких утрат. Кроме того, еще было живо немало людей, бывавших на даче Пастернака при его жизни и помнивших детали ее быта и обстановки. Все эти обстоятельства, по воспоминаниям сотрудников ГЛМ, и позволили буквально за несколько дней подготовить открытие экспозиции по адресу ул. Павленко, 3 в писательском поселке Переделкино. Спешность эта объяснялась еще и необходимостью приурочить открытие к мировому (под эгидой ЮНЕСКО) празднованию 100-летия Нобелевского лауреата.
Однако стоит заметить, что адрес «Павленко, 3» уже «работал» как экскурсионная точка до 1984 года, когда по решению суда все вещи поэта оказались в прямом смысле слова выброшены на улицу и в течение дня были спасены родней и друзьями. В музей и сейчас приходят немало людей, которых гостеприимно встречали на пастернаковской даче и проводили им экскурсию по дому жившие там родственники, а в какой-то период и сотрудники ГЛМ.