Транссибирская железнодорожная магистраль, или великий Сибирский путь, – это самая длинная железная дорога в мире. Она соединяет центр нашей страны с крупнейшими промышленными городами Восточной Сибири и Дальнего Востока. Длина магистрали 9288,2 км. Ни в одной другой стране мира нет опыта строительства и обслуживания столь грандиозного механизма, интерес к которому постоянно возрастает. Увеличивается ежегодно и число посетителей музея, который сохраняет его историю: в 2010 году в нем было 13 876 посетителей, а за 2011 год их количество почти достигло 20 тысяч. Особенно «Музей Транссиба» любят иностранные туристы: немцы, итальянцы, греки, американцы, японцы, англичане и даже бразильцы, не говоря уже о гостях близлежащих стран Азии.
Музей истории Восточно-Сибирской железной дороги был основан Постановлением руководства дороги, Президиума Дорпрофсожа и Совета ветеранов ВСЖД в преддверии знаменательного события – 100-летнего юбилея со дня прихода в город Иркутск первого поезда в 1997 году. В этом году музей отмечает свое 15-летие. Его первая экспозиция находилась в небольшом помещении рядом с актовым залом в здании Управления дороги, а у истоков музея стоял заслуженный руководитель и замечательный человек Алексей Иванович Долгий, проработавший на железнодорожном транспорте 50 лет. А через пять лет музей переехал в новое помещение – на Детскую железную дорогу, построенную в живописном и любимом месте отдыха горожан, на острове Юность реки Ангары. Здесь появилась возможность развернуть музейную экспозицию, которая сегодня рассказывает об истории развития железных дорог в России, замечательных инженерах-путейцах, всегда являвшихся примером профессионализма и благородства, об истории строительства Транссибирской магистрали и ВСЖД. Особый интерес представляет раздел, связанный с «золотой пряжкой стального пояса России», выдающимся памятником инженерного искусства – Кругобайкальской железной дорогой.
Музей знакомит своих посетителей с историей создания Великого Сибирского рельсового пути с 1891 года, когда император Александр III подписал величайший рескрипт о строительстве магистрали, и по настоящее время. В экспозиции музея представлены уникальные экспонаты: самый старый рельс 1897 года изготовления, шкаф-умывальник служебного вагона конца ХIX – начала XX века, фанерные чемоданы конца ХIХ века, которые в 1900 году на Всемирной выставке в Париже были удостоены Гран-при, весы начала ХХ века, эксплуатировавшиеся в весовом хозяйстве Китайско-Восточной железной дороги, коллекция аппаратов сигнализации и связи, железнодорожная форма, знаки различия служащих, нагрудные знаки, пуговицы, пряжки, награды, документы, фотографии, редкая фоно-, радио-, теле-, видеоаппаратура и многое другое.