По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 069.02:93/99

Музей как политический инструмент: специфика экспозиции. На примере Музея советской оккупации в Тбилиси

Федоренко Н.А. музеевед, г. Орел

Музеи играют ключевую роль в формировании и сохранении коллективной исторической памяти. Они представляют собой фундаментальный элемент государственной стратегии передачи знаний о прошлом и выражения официальной интерпретации исторических событий, которые оказали значительное воздействие на развитие общества. Музей советской оккупации в городе Тбилиси является одним из самых спорных и субъективных музеев постсоветского пространства. С одной стороны, его главная задача — освещение эпохи в истории Грузии, связанной с вхождением в состав СССР и потерей независимости, с другой — он выступает в роли политического инструмента в качестве способа формирования нового восприятия прошлого.

Литература:

1. Batiashvili Nutsa. «What are sites of memories for?». Conference Paper, 2015.

2. Batiashvili Nutsa. Bivocal Nation. Memory and Identity on the edge of Empire. Cham: Palgrave Macmillan, 2017.

3. Bogumil Zuzanna and Wawrzyniak Joanna. #e enemy on display. #e Second World War in Eastern European Museums. New York, Oxford, 2015.

4. Mafizzoli Laura. Valuing the past, empowering the present: representations and narrations of the Great Purges at the Soviet Occupation Hall in the Simon Janashia, Museum of Tbilisi, PhD candidate at the University of Manchester.

Музеи — это места знания, представлений и споров о способах отображения политики, истории, науки и идентичности в соответствии с изменяющимися контекстами: непрерывный диалог и переговоры между различными попытками представления «правды» институтами и общественными. Уже установлено, что история социально конструируется и трансформируется под влиянием специфики исторической эпохи.

Важным аспектом в исследованиях музеев является также значение посетителей музея и их восприятие выставок как активной и разнообразной публики, которая реагирует на различные утверждения истины. Это связано с исследованиями коллективной памяти, которые исследуют взаимосвязи между памятью и идентичностью, и как они глубоко внедрены в политику, историю и социальные отношения.

Музей является своего рода политическим актом: это место, где передаются определенные истины, соответствующие национальной повестке дня, и где эти истины оспариваются и трансформируются людьми в процессе воссоздания и осмысления истории.

Музей советской оккупации — часть Грузинского национального музея, один из самых спорных проектов эпохи Михаила Саакашвили с точки зрения процесса нормализации российско-грузинских отношений. С одной стороны, этот музей является следствием антироссийской риторики, которой придерживается часть грузинского общества, с другой — попыткой переосмыслить и оценить важнейший период истории независимости страны.

Музей был учрежден 26 мая 2006 года; 26 мая 1918 года грузинское правительство провозгласило независимость, Грузинская Демократическая республика просуществовала до февраля 1921 года. Весной 1921 года в результате вторжения большевиков Грузинская Демократическая республика была ликвидирована, а на ее территории была установлена советская власть.

Важно отметить, что Зал советской оккупации был организован и создан людьми, полностью внешними для музея, не имеющими опыта в истории: двумя парламентариями, архитектором и фотографом. Они собрали материалы и документы в бывшем архиве КГБ, который был исключительно сотрудничеством для этой задачи, и искали объекты (двери тюремных камер, вагон, «рабочий стол исполнителя»), которые могли бы интегрироваться с вышеуказанными документами.

Для Цитирования:
Федоренко Н.А., Музей как политический инструмент: специфика экспозиции. На примере Музея советской оккупации в Тбилиси. Музей. 2024;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: