Музеи — это места знания, представлений и споров о способах отображения политики, истории, науки и идентичности в соответствии с изменяющимися контекстами: непрерывный диалог и переговоры между различными попытками представления «правды» институтами и общественными. Уже установлено, что история социально конструируется и трансформируется под влиянием специфики исторической эпохи.
Важным аспектом в исследованиях музеев является также значение посетителей музея и их восприятие выставок как активной и разнообразной публики, которая реагирует на различные утверждения истины. Это связано с исследованиями коллективной памяти, которые исследуют взаимосвязи между памятью и идентичностью, и как они глубоко внедрены в политику, историю и социальные отношения.
Музей является своего рода политическим актом: это место, где передаются определенные истины, соответствующие национальной повестке дня, и где эти истины оспариваются и трансформируются людьми в процессе воссоздания и осмысления истории.
Музей советской оккупации — часть Грузинского национального музея, один из самых спорных проектов эпохи Михаила Саакашвили с точки зрения процесса нормализации российско-грузинских отношений. С одной стороны, этот музей является следствием антироссийской риторики, которой придерживается часть грузинского общества, с другой — попыткой переосмыслить и оценить важнейший период истории независимости страны.
Музей был учрежден 26 мая 2006 года; 26 мая 1918 года грузинское правительство провозгласило независимость, Грузинская Демократическая республика просуществовала до февраля 1921 года. Весной 1921 года в результате вторжения большевиков Грузинская Демократическая республика была ликвидирована, а на ее территории была установлена советская власть.
Важно отметить, что Зал советской оккупации был организован и создан людьми, полностью внешними для музея, не имеющими опыта в истории: двумя парламентариями, архитектором и фотографом. Они собрали материалы и документы в бывшем архиве КГБ, который был исключительно сотрудничеством для этой задачи, и искали объекты (двери тюремных камер, вагон, «рабочий стол исполнителя»), которые могли бы интегрироваться с вышеуказанными документами.