По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Музей как культурная реальность: центральноазиатский контекст

Ионесов В.И. доктор культурологии, профессор кафедры культурологии, музеологии и искусствоведения Самарского государственного института культуры, президент Самарского культурологического общества «Артефакт — культурное разнообразие»

Азия — колыбель цивилизации и мировых религий, обширное континентальное пространство взаимодействия различных культур, народов, языков и конфессий. Здесь был проложен Великий Шелковый путь и созданы первые мировые империи. Азия — родина выдающихся стратегов и полководцев, свидетельница их триумфальных побед и сокрушительных поражений. Это кладезь мудрости в наследии человечества. Здесь проповедовали и просвещали Заратуштра, Моисей, Будда Шакьямуни, Конфуций, Лао-Цзы, Иисус Христос, Мани, Магомет… Восток стал местом творческих исканий и свершений знаменитых мыслителей таких как Аль-Хорезми, Фирдоуси, Аль-Беруни, Авиценна, Руми, Омар Хайям, Алишер Навои… Материальное и интеллектуальное наследие Востока есть не только школа гуманистической мысли и миротворчества, но мощный ресурс музейного проектирования, который, к сожалению, все еще недостаточно полно используется в просветительской работе. Наряду с этим, Азия — обширная историческая арена нескончаемого противостояния/сближения культур и эпох, войны и мира, традиций и инноваций. Опыт взаимовлияния, синтеза и примирения культур на Востоке также служит уникальным и ценным источником продвижения идей мира, ненасилия и гуманизма в современных музейных практиках.

Особую значимость в разработке стратегий музеефикации культуры и визуализации памяти имеет Центральная Азия. Это регион нарастающих кросс-культурных связей и геополитических интересов, где межэтническая интеграция и национальное размежевание не только сопровождается конфликтами и распрями, но и служат поучительными уроками того, как можно обустраивать мир и находить согласие. Музейные практики все чаще опираются на историческое наследие и современный опыт общения людей и культур.

Одним из опорных пунктов продвижения музейных практик в силу исторически сложившихся традиций и реалий сегодняшнего дня можно считать Самарканд. Этот город служит некой моделью или примером того, как миротворческая парадигма утверждается в общении разноязычных народов и в их полиэтническом творчестве посредством связи времен и поколений. Наследие и современность в диалоге культур служат источником взаимообогащения населяющих регион тюркоязычных, ираноязычных и славяноязычных народов. Музеи Узбекистана широко раскрывают созидательные возможности креативной деятельности, визуализируют ценный опыт эффективной музеефикации культуры и исторического наследия. И это служит основанием того, чтобы (представленные в данном номере журнала разработки и сценарии) коммеморативной коммуникации продвигать дальше и включать их в актуальные музейные практики сближения и примирения культур. Новые стратегии гражданской дипломатии и социокультурного проектирования, разработанные музеями Узбекистана, безусловно, могут быть полезными и для других музейных сообществ России и мира.

Язык статьи:
Действия с выбранными: