По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Музей и школа: пути продуктивного взаимодействия

Статья продолжает начатый в прошлом номере обзор проблем институтов культуры и образования. Автор исследует процессы образования, познания, в том числе их цитобиологические и психофизиологические основы; выстраивает иерархическую систему единого культурно-образовательного процесса: от пузырьково-коалесцентной модели партнерства музея и школы до тонкой структуры дидактического цикла. В материале предлагаются методика разработки совместных культурно-образовательных программ и предназначенное для этой цели средство — комплементарные профили культурно-образовательного процесса.

Литература:

1. Антонова И.А. Интервью в программе «Познер» от 23 января 2011 года. — URL: http://www.1tv.ru/prj/pozner/vypusk/7298 (дата обращения: 05.01.2015).

2. Белякова А.Ф. Воспоминания о своем преподавателе Борисе Владимировиче Некрасове. — 2015.

3. Богуславский М.В. Ценностные ориентации российского образования в первой трети XX в. // Педагогика. — 1996. — № 3. — С. 72–75.

4. В мире мудрых мыслей. — Уфа: Башкирское книжное издательство, 1974. — 112 с.

5. Волков В.А. и др. Выдающиеся химики мира: Биографический справочник / В.А. Волков, Е.В. Вонский, Г.И. Кузнецова; под. ред. В.И. Кузнецова. — М.: Высш. шк., 1991. — 656 с.

6. Выставка «Романовы»: экспозиция, фотографии, отзывы. — URL: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/65458.htm (дата обращения: 07.01.2015).

7. Генеральский дом: возвращение в будущее. — Ижевск: Пешта, 2014. — 18 с.

8. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. — М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 c.

9. Границы дружбы: мигранты на просторах бывшей родины. Рубрика: Политика // РБК. — 2013. — URL: http://top.rbc.ru/politics/21/05/2013/858412.shtml (дата обращения: 10.01.2015).

10. Карамзин Н.М. Об истории государства Российского / Сост. А.И. Уткин; отв. ред., авт. очерка о Н.М. Карамзине и примеч. С.О. Шмидт. — М.: Просвещение, 1990. — 384 с.

11. Крупская Н.К. Избранные произведения. — М.: Политиздат, 1988. — 430 с.

12. Крылов И.А. Басни. — Школьная библиотека. — Ижевск: Удмуртия, 1982. — 24 с.

13. Кумарин В.В. Советская педагогика как зеркало марксистской схоластики // Народное образование. — 1998. — № 2. — С. 5–16.

14. Кэмерон Д. Интервью в программе «Познер» от 2 апреля 2012 года. — URL: http://pozneronline.ru/2012/04/1349/ (дата обращения: 10.01.2015).

15. Либерман С.Ю. Научная организация учебного процесса: методические рекомендации для слушателей ФПК. — М.: МИСИС, 1982. — 67 с.

16. Лихачев Д.С. Земля родная: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 1983. — 256 с., ил.

17. Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. — М.: Сов. энциклопедия, 1991. — 736 с.

18. Мысли и изречения / Сост. С.Х. Карин. — Алма-Ата: Казгосиздат, 1963. — 792 с.

19. Музей Ижевска: концепция. — Ижевск: Пешта, 2014. — 83 с.

20. Музейный квартал // МД. — 2014. — № 2 (10) (лето). — С. 26–42.

21. Набоков В.В. Защита Лужина // В. Набоков. Собрание сочинений в 4 т. — Т. 2. — М.: Правда, 1990. — 450 с.

22. Набоков В.В. Приглашение на казнь // В. Набоков. Собрание сочинений в 4 т. — Т. 4. — М.: Правда, 1990. — 480 с.

23. Некрасов Б.В. Курс общей химии. — 8-е изд., перераб. — М.-Л.: ГХИ, 1948. — 1004 с.

24. Никишин Н.А. Мемориальный военно-технический музей и его социум // Роль личности в развитии военно-технического потенциала страны. Отражение музейными средствами: материалы межрегиональной научно-практической конференции (к 95-летию выдающегося оружейного конструктора М.Т. Калашникова и 10-летию Музейно-выставочного комплекса стрелкового оружия им. М.Т. Калашникова / Музейно-выст. комплекс стрелкового оружия им. М.Т. Калашникова [отв. за вып. Л.Н. Носонова]. — Ижевск: МВК СО им. М.Т. Калашникова, 2015. — 76 с.: ил. 12. С. 8–12.

25. Никишин Н.А. Хранители отечественного индустриального наследия // Музей. — Издательский дом «Просвещение», 2019. — № 04 (150). — С. 8–14.

26. Пословицы русского народа: сборник В. Даля. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. — 992 с.

27. Российская музейная энциклопедия: Словарь актуальных музейных терминов. — URL: http://www.museum.ru/RME/dictionary.asp?140 (дата обращения: 22.01.2015) (опубликован в журнале «Музей» № 5/2009).

28. Светлов А.А. Мысли о воспитании инженера: Сборник трудов по организации учебного процесса. — Саарбрюкен: LAP Lambert Academic Publishing CMBH, 2012. — 132 с.

29. Философия: учебник для высших учебных заведений. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 576 с.

30. Фосси Д. Гориллы в тумане / Пер. с англ.; под ред. и с предисл. Н.Н. Дроздова. — М.: Прогресс, 1990. — 288 с.

31. Фромм Э. Психоанализ и этика / Сборник. — Революция надежды / Пер. Т.В. Панфиловой. — М.: Республика, 1993. — 415 с. — (Б-ка этической мысли).

32. Эйнштейн А. Великий ученый о бессилии логики перед интуицией // Саквояж СВ. — 2011. — № 14 (февраль).

33. Exhibition at 2011 Shenzhen & Hong Kong BiCity Biennale of Urbanism\Architecture. — URL: http://roski.usc.edu/news/usc-art-architecture-and-cinem.html (дата обращения: 25.01.2015).

34. Ignasimuthu S. Basic bioinformatics. Delhi: Narosa (2005). — 180 p. (Игнасимуту С. Основы биоинформатики / Пер. с англ. А.А. Чумичкина = Светлова. — М.-Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», Институт компьютерных исследований, 2007. — 320 с.).

35. Jean R.V. Phyllotaxis: A Systemic Study in Plant Morphogenesis. New York: Cambridge University Press (1994). — 400 p. (Джан Р.В. Филлотаксис: системное исследование морфогенеза растений / Пер. с англ. А.А. Чумичкина = Светлова; под ред. д-ра физ.-мат. наук С.В. Петухова. — М.-Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», Институт компьютерных исследований, 2006. — 464 с.).

36. Šola T.S. From Education to Communication. La Vilette, Paris: A paper presented at the ICOM/ CECA conference (1987) // Published in ICOM news, Vol. 40, No 3/4 1987 // Re-published in: Essays on Museums and Their Theory: towards the cybernetic museum. Helsinki: Finnish Museums Association (1997). — 293 p.

(Окончание. Начало в № 7/2021)

С благодарностью Н.А. Никишину и Т.С. Шоле

На первый взгляд учебный процесс складывается из последовательности занятий (уроков), на которых излагается содержание тем курса, и в конечном итоге завершается экзаменом (рис. 7).

Какие здесь можно увидеть точки контакта культурной среды музея и образовательной среды школы? Очевидно, встраивание в учебный процесс школы возможно посредством введения отдельных курсов культурологического характера, о чем уже говорилось выше, либо путем внедрения в некоторые темы дополнительных (Зm,n + 1) занятий, призванных обеспечить более широкое (или глубокое) раскрытие тем в культурологическом контексте. Это тематические занятия в форме посещения соответствующих выставок или программ. О недостатках первого пути говорилось выше. Что до изъянов второго, то к ним можно отнести следующие: увеличение часов курса и, следовательно, усиление учебной нагрузки, а также сложность контроля эффективности таких выносимых в музей занятий школьными средствами (КЗ). Ввиду указанных трудностей подобные внешние (внешкольные) занятия носят второстепенный, эпизодический характер, проводятся редко (как правило, не более одного-двух посещений выставок или не более пяти-шести занятий по программам за год), так что работа с наиболее перспективной частью музейной аудитории опять же оказывается наименее эффективной.

При более пристальном взгляде (рис. 8) становится заметна сложная организация занятий. Мы видим, что сами занятия представляют собой дидактические циклы (ДЦ1) — триады, состоящие из качественно различных компонентов. Чаще всего такая триада организуется в виде трех последовательных занятий, где занятия излагающего типа (урок, лекция, на которых излагается непосредственное содержание тем курса) сопровождаются занятиями практического типа (отрабатываются задачи и задания по соответствующей теме) и завершаются занятиями демонстрационного типа (осуществляется показ труднодоступных для наблюдения процессов и объектов) [28, с. 39]. Далее следует занятие контрольного типа (контроль усвоения предшествующей темы), и в конечном итоге — экзамен (проверка остаточных знаний по всем темам курса).

Для Цитирования:
Андрей Светлов, Музей и школа: пути продуктивного взаимодействия. Музей. 2021;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: