(Окончание. Начало в № 7/2021)
С благодарностью Н.А. Никишину и Т.С. Шоле
На первый взгляд учебный процесс складывается из последовательности занятий (уроков), на которых излагается содержание тем курса, и в конечном итоге завершается экзаменом (рис. 7).
Какие здесь можно увидеть точки контакта культурной среды музея и образовательной среды школы? Очевидно, встраивание в учебный процесс школы возможно посредством введения отдельных курсов культурологического характера, о чем уже говорилось выше, либо путем внедрения в некоторые темы дополнительных (Зm,n + 1) занятий, призванных обеспечить более широкое (или глубокое) раскрытие тем в культурологическом контексте. Это тематические занятия в форме посещения соответствующих выставок или программ. О недостатках первого пути говорилось выше. Что до изъянов второго, то к ним можно отнести следующие: увеличение часов курса и, следовательно, усиление учебной нагрузки, а также сложность контроля эффективности таких выносимых в музей занятий школьными средствами (КЗ). Ввиду указанных трудностей подобные внешние (внешкольные) занятия носят второстепенный, эпизодический характер, проводятся редко (как правило, не более одного-двух посещений выставок или не более пяти-шести занятий по программам за год), так что работа с наиболее перспективной частью музейной аудитории опять же оказывается наименее эффективной.
При более пристальном взгляде (рис. 8) становится заметна сложная организация занятий. Мы видим, что сами занятия представляют собой дидактические циклы (ДЦ1) — триады, состоящие из качественно различных компонентов. Чаще всего такая триада организуется в виде трех последовательных занятий, где занятия излагающего типа (урок, лекция, на которых излагается непосредственное содержание тем курса) сопровождаются занятиями практического типа (отрабатываются задачи и задания по соответствующей теме) и завершаются занятиями демонстрационного типа (осуществляется показ труднодоступных для наблюдения процессов и объектов) [28, с. 39]. Далее следует занятие контрольного типа (контроль усвоения предшествующей темы), и в конечном итоге — экзамен (проверка остаточных знаний по всем темам курса).