С благодарностью Н.А. Никишину и Т.С. Шоле
С течением времени изменяется все — и природа, и человек с его общественным устройством (неодарвинизм [35, с. 246]), и, если верить Лима-де-Фарии с его теорией автоэволюции [35, с. 246], даже неживой мир: материя, пространство и время вплоть до элементарных частиц. Как институт культуры, музей не может не откликаться на процессы последовательной эволюции общества — меняется и он сам1. Тем более что на него возложена задача воспитания человека, отвечающего новым реалиям, ибо, как утверждал Эрих Фромм, без нового человека невозможно новое общество [31, с. 322–343].
Начиная с Античности основными функциями музея были сбор, описание, хранение и экспонирование предметов — памятников материальной и духовной культуры, а также просветительская и популяризаторская деятельность. С XIX века к ним добавилась научно-исследовательская работа, с 1960-х годов началась педагогическая деятельность музеев2, а в конце XX века исследователи признали за музеем также рекреационную и коммуникативную роль [27].
Однако, несмотря на разнообразие функций, деятельность музеев отягощается серьезной проблемой — в конечном счете она сводится к скудному запросу общества на представляемые музеем культурные ценности. Отсюда и вялый интерес к предлагаемым программам и мероприятиям, и низкая посещаемость, и недостаточное финансирование (то есть полная зависимость от дотаций), и невозможность дальнейшего развития: этакий замкнутый круг. Рассмотрим эту проблему с точки зрения музея и чуть подробнее.
В маркетинге существует понятие «второй покупки». Точно так же в отношении оказываемых музеем услуг можно говорить о задаче обеспечения первого, или разового, посещения и о задаче обеспечения второго, или периодического, а лучше — регулярного посещения. Очевидно, что для крупных городов с большим числом жителей, гостей и туристов (к примеру, Москва, Санкт-Петербург, Казань), равно как и для населенных пунктов (мест отдыха или узловых станций), через которые регулярно проходит большой поток туристов или проезжающих (Сочи, Екатеринбург), достаточно решить первую часть задачи.