По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Музей и школа: пути продуктивного взаимодействия

В статье затронуты злободневные проблемы институтов культуры и образования (в частности, проблемы «второго посещения» и обратного имиджевого эффекта); сделана попытка найти пути продуктивного взаимодействия музея и школы. С этой точки зрения пересматриваются функционал музея и его инструментарий с целью привнесения большей интерактивности в систему «музей — посетитель». Направлен социологический взгляд на место музея в обществе и в целом в системе окружающих его социумов. Автор пытается навести порядок в области целевых аудиторий музея и выстраивании продуктивных взаимовыгодных отношений музея с институтами образования. Изучены особенности педагогических концепций (их цели, нравственные ориентиры и системы ценностей). С практической точки зрения статья посвящена моделированию (выбору и оценке значения) видов деятельности музея и переводу потенциальных аудиторий в реальные на примере образовательной деятельности музея, удаленного от межрегиональных и международных туристических маршрутов, с выстраиванием межсубъектных отношений (партнерства), предполагающих полноценную интерактивность музейных инструментов и информационных потоков (в педагогическом процессе) на основе принципа соответствия музейного предложения ожиданиям, нуждам и потребностям городских (региональных и т.д.) сообществ (принцип комплементарности).

Литература:

1. Антонова И.А. Интервью в программе «Познер» от 23 января 2011 года. — URL: http:// www.1tv.ru/prj/pozner/vypusk/7298 (дата обращения: 05.01.2015).

2. Белякова А.Ф. Воспоминания о своем преподавателе Борисе Владимировиче Некрасове. — 2015.

3. Богуславский М.В. Ценностные ориентации российского образования в первой трети XX в. // Педагогика. — 1996. — № 3. — С. 72–75.

4. В мире мудрых мыслей. — Уфа: Башкирское книжное издательство, 1974. — 112 с.

5. Волков В.А. и др. Выдающиеся химики мира: Биографический справочник / В.А. Волков, Е.В. Вонский, Г.И. Кузнецова; под. ред. В.И. Кузнецова. — М.: Высш. шк., 1991. — 656 с.

6. Выставка «Романовы»: экспозиция, фотографии, отзывы. — URL: http://www. pravoslavie.ru/jurnal/65458.htm (дата обращения: 07.01.2015).

7. Генеральский дом: возвращение в будущее. — Ижевск: Пешта, 2014. — 18 с.

8. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. — М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 c.

9. Границы дружбы: мигранты на просторах бывшей родины. Рубрика: Политика // РБК. — 2013. — URL: http://top.rbc.ru/politics/21/05/2013/858412. shtml (дата обращения: 10.01.2015).

10. Карамзин Н.М. Об истории государства Российского / Сост. А.И. Уткин; отв. ред., авт. очерка о Н.М. Карамзине и примеч. С.О. Шмидт. — М.: Просвещение, 1990. — 384 с.

11. Крупская Н.К. Избранные произведения. — М.: Политиздат, 1988. — 430 с.

12. Крылов И.А. Басни. — Школьная библиотека. — Ижевск: Удмуртия, 1982. — 24 с.

13. Кумарин В.В. Советская педагогика как зеркало марксистской схоластики // Народное образование. — 1998. — № 2. — С. 5–16.

14. Кэмерон Д. Интервью в программе «Познер» от 2 апреля 2012 года. — URL: http:// pozneronline.ru/2012/04/1349/ (дата обращения: 10.01.2015).

15. Либерман С.Ю. Научная организация учебного процесса: методические рекомендации для слушателей ФПК. — М.: МИСИС, 1982. — 67 с.

16. Лихачев Д.С. Земля родная: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 1983. — 256 с., ил.

17. Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. — М.: Сов. энциклопедия, 1991. — 736 с.

18. Мысли и изречения / Сост. С.Х. Карин. — Алма-Ата: Казгосиздат, 1963. — 792 с.

19. Музей Ижевска: концепция. — Ижевск: Пешта, 2014. — 83 с.

20. Музейный квартал // МД. — 2014. — № 2 (10) (лето). — С. 26–42.

21. Набоков В.В. Защита Лужина // В. Набоков. Собрание сочинений в 4 т. — Т. 2. — М.: Правда, 1990. — 450 с.

22. Набоков В.В. Приглашение на казнь // В. Набоков. Собрание сочинений в 4 т. — Т. 4. — М.: Правда, 1990. — 480 с.

23. Некрасов Б.В. Курс общей химии. — 8-е изд., перераб. — М.-Л.: ГХИ, 1948. — 1004 с.

24. Никишин Н.А. Мемориальный военно-технический музей и его социум // Роль личности в развитии военно-технического потенциала страны. Отражение музейными средствами: материалы межрегиональной научно-практической конференции (к 95-летию выдающегося оружейного конструктора М.Т. Калашникова и 10-летию Музейно-выставочного комплекса стрелкового оружия им. М.Т. Калашникова / Музейно-выст. комплекс стрелкового оружия им. М.Т. Калашникова [отв. за вып. Л.Н. Носонова]. — Ижевск: МВК СО им. М.Т. Калашникова, 2015. — 76 с.: ил. 12. С. 8–12.

25. Никишин Н.А. Хранители отечественного индустриального наследия // Музей. — Издательский дом «Просвещение», 2019. — № 04 (150). — С. 8–14.

26. Пословицы русского народа: сборник В. Даля. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. — 992 с.

27. Российская музейная энциклопедия: Словарь актуальных музейных терминов. — URL: http://www.museum.ru/RME/dictionary.asp?140 (дата обращения: 22.01.2015) (опубликован в журнале «Музей» № 5/2009).

28. Светлов А.А. Мысли о воспитании инженера: Сборник трудов по организации учебного процесса. — Саарбрюкен: LAP Lambert Academic Publishing CMBH, 2012. — 132 с.

29. Философия: учебник для высших учебных заведений. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 576 с.

30. Фосси Д. Гориллы в тумане / Пер. с англ.; под ред. и с предисл. Н.Н. Дроздова. — М.: Прогресс, 1990. — 288 с.

31. Фромм Э. Психоанализ и этика / Сборник. — Революция надежды / Пер. Т.В. Панфиловой. — М.: Республика, 1993. — 415 с. — (Б-ка этической мысли).

32. Эйнштейн А. Великий ученый о бессилии логики перед интуицией // Саквояж СВ. — 2011. — № 14 (февраль).

33. Exhibition at 2011 Shenzhen & Hong Kong BiCity Biennale of Urbanism\Architecture. — URL: http://roski.usc.edu/news/usc-art-architectureand-cinem.html (дата обращения: 25.01.2015).

34. Ignasimuthu S. Basic bioinformatics. Delhi: Narosa (2005). — 180 p. (Игнасимуту С. Основы биоинформатики / Пер. с англ. А.А. Чумичкина = Светлова. — М.-Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», Институт компьютерных исследований, 2007. — 320 с.).

35. Jean R.V. Phyllotaxis: A Systemic Study in Plant Morphogenesis. New York: Cambridge University Press (1994). — 400 p. (Джан Р.В. Филлотаксис: системное исследование морфогенеза растений / Пер. с англ. А.А. Чумичкина = Светлова; под ред. д-ра физ.-мат. наук С.В. Петухова. — М.-Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», Институт компьютерных исследований, 2006. — 464 с.).

36. Šola T.S. From Education to Communication. La Vilette, Paris: A paper presented at the ICOM/ CECA conference (1987) // Published in ICOM news, Vol. 40, No 3/4 1987 // Re-published in: Essays on Museums and Their Theory: towards the cybernetic museum. Helsinki: Finnish Museums Association (1997). — 293 p.

С благодарностью Н.А. Никишину и Т.С. Шоле

С течением времени изменяется все — и природа, и человек с его общественным устройством (неодарвинизм [35, с. 246]), и, если верить Лима-де-Фарии с его теорией автоэволюции [35, с. 246], даже неживой мир: материя, пространство и время вплоть до элементарных частиц. Как институт культуры, музей не может не откликаться на процессы последовательной эволюции общества — меняется и он сам1. Тем более что на него возложена задача воспитания человека, отвечающего новым реалиям, ибо, как утверждал Эрих Фромм, без нового человека невозможно новое общество [31, с. 322–343].

Начиная с Античности основными функциями музея были сбор, описание, хранение и экспонирование предметов — памятников материальной и духовной культуры, а также просветительская и популяризаторская деятельность. С XIX века к ним добавилась научно-исследовательская работа, с 1960-х годов началась педагогическая деятельность музеев2, а в конце XX века исследователи признали за музеем также рекреационную и коммуникативную роль [27].

Однако, несмотря на разнообразие функций, деятельность музеев отягощается серьезной проблемой — в конечном счете она сводится к скудному запросу общества на представляемые музеем культурные ценности. Отсюда и вялый интерес к предлагаемым программам и мероприятиям, и низкая посещаемость, и недостаточное финансирование (то есть полная зависимость от дотаций), и невозможность дальнейшего развития: этакий замкнутый круг. Рассмотрим эту проблему с точки зрения музея и чуть подробнее.

В маркетинге существует понятие «второй покупки». Точно так же в отношении оказываемых музеем услуг можно говорить о задаче обеспечения первого, или разового, посещения и о задаче обеспечения второго, или периодического, а лучше — регулярного посещения. Очевидно, что для крупных городов с большим числом жителей, гостей и туристов (к примеру, Москва, Санкт-Петербург, Казань), равно как и для населенных пунктов (мест отдыха или узловых станций), через которые регулярно проходит большой поток туристов или проезжающих (Сочи, Екатеринбург), достаточно решить первую часть задачи.

Для Цитирования:
Андрей Светлов, Музей и школа: пути продуктивного взаимодействия. Музей. 2021;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: